Инфанте-Арана Франциско (род. 1943)
Динамическая спираль (конструкция спирали)
1964
Размер - 80 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-682
Дар Н.В. Опалевой. 2021
С начала 1960-х годов Франциско Инфанте, студент отделения монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища, последовательно разрабатывает заинтересовавшие его идеи исследования возможностей языка изобразительного искусства в отображении принципов устройства Вселенной. Соединяя опыт, накопленный художниками русского авангарда, с открытиями современной науки и техники, Инфанте развивает многообразную и оригинальную художественную практику, сначала в составе группы художников-кинетистов «Движение» (1962–1968), а затем сольно и в соавторстве с супругой Нонной Горюновой.
Работая в самых разнообразных видах и жанрах современного искусства, Инфанте действует различными путями: от последовательного изучения построения природных форм с их последующим воссозданием («Куст», 1987) и столкновения созданного руками художника предмета «второй природы» с природным окружением, нашедшего выражение в авторской художественной системе «артефакта», до наделенных философской иронией проектов искусственных объектов для размещения в космическом пространстве («Ожерелье», 1970) и упорядочивания небесных светил в строгие геометрические построения («Космос каббалистики», 1965). Однако инструментом анализа закономерностей мироустройства для Инфанте всегда служат простые геометрические формы и построения, своей регулярностью работающие на выявление этих принципов.
Вопрос о возможных «перспективах» геометрических форм возник у Инфанте еще раньше, чем сложились его представления о собственном творческом пути: во время учебы в средней художественной школе он заинтересовался способами изображения идеи бесконечности, поиск которой реализовывал через многочисленные наброски построений возрастающих или убывающих одинаковых форм. Позже из всех элементов художник выбрал спираль и точку, которые стали формообразующими началами его практики.
В живописной композиции «Динамическая спираль (Конструкция спирали)» художник демонстрирует возможности линейных минималистических построений для моделирования концентрического движения. Композиция работы лаконична: на молочно-белом фоне из точки в центре раскручивается спиральная линия, от которой во внешнее пространство расходится множество прямых, касающихся спирали через равные промежутки. Окрашенные в спектральные разбеленные цвета прямые активизируют пространство, создавая ощущение пульсирующего движения.
Спираль как конструкция-метафора выступает символом потенциала формы в захвате пространства. В свою очередь, точка, способная как вобрать в себя бесконечность, так и послужить ее источником, стала итогом размышлений художника о возможных способах ее изображения.