Немухин Владимир (1925-2016)
Одежды Христовы
1964
Размер - 59 x 48,5
Материал - бумага
Техника - темпера
Инвентарный номер - НТ ГФ-1026
Коллекция Л.П. Талочкина. Дар Т.Б. Вендельштейн. 2017
В мировом искусстве сложилась разветвленная иконографическая традиция изображения одеяний Христа, наиболее детально разработанная живописью Ренессанса и византийской иконописью. Она базируется главным образом на Евангелиях и частично дополнена текстами из других источников. Наиболее подробно искусство интересовалось этой темой в связи с событиями Страстной недели, предшествующими Распятию. «Разделили ризы и метали по себе жребий», – сказано в Евангелии от Иоанна. Традиционно в изображениях используются два основных знаковых образа: белые и пурпурные одежды. Белые по традиции символизировали невинность Христа, пурпурные – его принадлежность к царскому роду дома Давидова.
Произведение Владимира Николаевича Немухина не имеет прямых религиозных аллюзий, и, тем не менее, его геометрически-абстрактное решение демонстрирует близость к традициям русско-византийского иконописания. Необходимо также вспомнить, что своим учителем и старшим другом Владимир Немухин считал художника Петра Ефимовича Соколова (1882–1964), ученика Казимира Севериновича Малевича. Год смерти Соколова совпадает с созданием произведения, поэтому можно предположить, что оно было посвящено памяти любимого учителя, чье искусство в советское время было не понято и подвергалось гонениям. Композиция Немухина, выполненная темперой с ее матовой поверхностью, напоминающей иконописную технику, состоит из разнообразных по цвету вертикально организованных геометрических фигур. Центром композиции служит преломленный черный крест. Цвет одной из фигур близок к пурпуру, возможно, художник употребил его в традиционном иконографическом значении. В Иерусалиме на знаменитой Via Dolorosa до сих пор можно увидеть камень с нанесенным на него планом игры, расчерченным копьями римских легионеров, разыгрывавших одежды Христа на пути к Голгофе. Эта геометрическая композиция чрезвычайно напоминает композицию работы Владимира Немухина, а ведь в 1964 году автор вряд ли знал о существовании камня, во всяком случае, он не мог видеть его.