Черный ломберный стол
Патрон шедевра
Немухин Владимир (1925-2016)
Черный ломберный стол
1990
Размер - 99,5 x 100
Материал - холст
Техника - коллаж, масло
Инвентарный номер - ЖС-6440
Приобретено у автора. 1998
Входя в круг неофициальных художников, Владимир Немухин в середине 1960-х годов начинает использовать игральные карты, которые он преобразовывает в художественный объект, используемый в живописных и графических работах. Где-то карта нарисована, в каких-то произведениях она наклеена на холст. Образ игральных карт станет визитной карточкой творчества Немухина на протяжении нескольких десятилетий. Карты привлекали его четкостью простой геометрической формы – с их помощью он будет по-разному исследовать единство конкретности предмета и абстракции.
«Черный ломберный стол» входит в цикл живописных и графических произведений на тему карточной игры. Эта тема имеет в отечественном искусстве многовековой генезис, уходящий к творчеству Пушкина, Гоголя, Достоевского в литературе и Виктора Васнецова, Зинаиды Серебряковой и других – в живописи. Сама по себе карточная игра – это жизнь и смерть, надежда, радость и трагедия. Смысловые и иллюзорные подтексты картины Немухина тесно связаны с их визуальным конструктивным построением, берущим свои истоки в русском авангарде начала ХХ века. В «Черном ломберном столе» идеи основателя супрематизма Казимира Малевича соединились с элементами более поздних направлений в искусстве: конструктивизма, поп-арта и концептуализма.
Многоплановость подтекстов карточной игры художник усиливает и дополняет «многослойностью» пространства, где нижним слоем в итоге оказывается черный квадрат плоскости стола. Поверх него в технике коллажа он «набрасывает» фигуры карточной партии, расположенные в напряженном хаотичном порядке. Некоторые из них в «эмоциональном порыве» невидимых игроков вылетают за пределы стола, передавая момент наивысшего напряжения игры. В результате возникает единство разнообразных упорядоченных геометрических форм и трагического эмоционального состояния.
Владимир Немухин в сложной по технике исполнения картине оказывается в определенной степени продолжателем авторов картин-обманок ХIХ века. Только, как художник ХХ века, он меняет интонацию: от безмятежной созерцательности и визуальной затейливости – к философской и трагической картине мира.