Эта работа Владимира Немухина относится к периоду, когда и в его коллажах, сочетаемых с живописью, и в графике появилась тема игральных карт. В настоящей работе мотивом изображения служит азартная карточная игра, которая так и называется – «игра в петуха». Появление карточных мотивов в творчестве Владимира Немухина не случайно. Его жена, художница Лидия Александровна Мастеркова, как рассказывал сам автор, была отчаянной картежницей, так что увлечение этой темой для Владимира Николаевича было связано с личными переживаниями.
В этом произведении художник изображает не процесс игры, а его символ – петуха, распластанного на плоскости и уподобленного геральдическому изображению: клюв птицы повернут вправо, а крылья симметрично раскинуты в обе стороны. Автор также использует прием второй рамы: тельце птицы вписано в прямоугольник, выделенный светлой охрой и повторяющий формат самого листа.
Все игры, как известно, имеют глубинные онтологические связи с историческим и культурным контекстом. Поэтому помимо прямой отсылки к карточной игре произведение вызывает более широкие и множественные ассоциации. Например, музыкальные: сфальшивить, взять неправильную ноту – «дать петуха». Петух часто символизировал воинственный дух, поэтому известно народное развлечение под названием «петушиные бои». Знаменитый галльский петух сменил королевскую лилию Бурбонов, став символом республиканских идеалов Франции. В христианской традиции петушиный крик на заре был предвестием окончания ночи, когда исчезало время «нечистой силы». В связи с этим можно вспомнить хотя бы повесть Н.В. Гоголя «Вий»: «Раздался петуший крик. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги…»