Владимир Николаевич Немухин – один из самых значительных художников в истории неофициального послевоенного искусства, член
«Лианозовской группы», друг и соратник Оскара Рабина. Он активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в
«бульдозерной выставке» в Беляеве (1974). С конца 1960-х годов его живопись находила все большее признание на Западе. В своих работах Немухин часто обращался к скульптурно-трехмерным абстракциям, биоморфным или геометрическим композициям. С 1990-х годов жил в Германии, в Дюссельдорфе.
Скульптурное наследие Владимира Немухина представляет собой оммажи, или «мемориальные композиции». Чаще всего у Немухина здесь господствует чистая геометрическая форма: таковы скульптурные композиции, посвященные учителям и друзьям. В поэтике немухинской скульптуры функция этой геометрии, представленной серией посвящений, преимущественно метонимическая.
Так писал Немухин о своих работах: «Думаю, что подобного рода ассоциативность возбуждает само состояние скульптурного объекта, его внутренняя сущность. То же можно сказать и о других вещах предметного мира, обладающих эстетическими качествами. Все они очеловечены если не напрямую, когда вызывают в памяти образ той или иной личности, то опосредованно, ибо скрывают в себе сопричастность ко времени и судьбе». Символический образ ландшафта – «геометрический Карадаг» (горный массив на юге Крыма, где жил М. Волошин), несет в себе подспудный эмблематический характер, отсылающий к мемориальным или надгробным памятникам.
Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932) – русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.