Творческий путь Франциско Инфанте-Арана, одного из ведущих мастеров современности, охватывает более половины столетия. Причисляя себя к художникам, «исходящим из традиции русского авангарда», Инфанте еще в юности открыл, что искусство не обязательно должно воспроизводить образы реальности, что оно вообще может быть не «изобразительным». Выбрав геометрию в качестве универсального художественного языка и способа познания мира, он создавал в разные годы живописные и графические работы, перформансы, кинетические объекты, инсталляции и знаменитые фотографические серии «артефактов».
В 1976 году Франциско Инфанте-Арана поместил в пространство природы созданные из зеркальной пленки геометрические объекты, назвав этот акт вторжения искусства в реальность «артефактом». И обнаружил, что отобразившее природу зеркало «не удваивает мир, а делает его изменившимся». Попытки «разобраться в ощущении тайны» и «переживание бесконечности устройства мира» привели к обретению «точки взаимодействия между искусственным объектом и природой», различить которую, по мысли Инфанте-Арана, – «призвание художника».
«Артефакты» Инфанте – временные инсталляции в природном пространстве, представленные в виде фотографий, композиция которых сформирована точкой зрения автора, поймавшего в объектив камеры преображенную искусством реальность. Суть его работы, уникальной в русском искусстве второй половины ХХ века, – не просто вторжение в реальность искусственного объекта, не «усовершенствование природы», но столкновение природы и искусства, вовлечение их в диалог. Фактически – на короткое время, требуемое для создания конструкции и фотофиксации полученного явления, в котором, помимо художественной воли и расчета, участвуют такие категории, как случайность, внезапность, непредвиденность. Сегодняшний зритель внимателен при созерцании произведений Инфанте; искушенный знанием возможностей компьютерной техники, монтажа, графики, он ищет в них следы хитрых технических приемов, стыки и швы виртуального воплощения фантазии и «правды жизни». И, недоумевая, рассматривает тонкие линии веревочек, пересекающих пейзажи, принимая их за погрешности при компьютерной обработке. Большинство из впервые приобщающихся к творчеству мастера не догадывается, что перед ними не обманка, а честный, прямой результат того, что когда-то Франциско Инфанте и Нонна Горюнова назвали «спонтанными играми на природе», а Джон Боулт и Николетта Мислер – «лабораторными экспериментами», направленными на поиски «первоначального созвучия между природой и человеческим артефактом».