Инфанте-Арана Франциско (род. 1943)
Четыре зеркала на снегу
1979
Размер - 50 x 50
Материал - фотобумага
Техника - черно-белая фотопечать
Инвентарный номер - НТ ГФ-731
Поступило из музея-заповедника «Царицыно». 2002
Творческий путь Франциско Инфанте-Арана, одного из ведущих мастеров современности, охватывает более половины столетия. Сын испанского политэмигранта, Инфанте еще в юности причислил себя к художникам, «исходящим из традиции русского авангарда», заявив, что искусство не обязательно должно воспроизводить образы реальности, что оно вообще может быть не «изобразительным». Выбрав геометрию в качестве универсального художественного языка и способа познания мира, он создавал в разные годы живописные и графические работы, перформансы, кинетические объекты, инсталляции, а также знаменитые фотографические серии «артефактов».
В 1976 году Франциско Инфанте-Арана впервые поместил в пространство природы созданные из зеркальной пленки геометрические объекты, назвав этот акт вторжения искусства в реальность «артефактом». И обнаружил, что отобразившее природу зеркало «не удваивает мир, а делает его изменившимся». «Артефакты» Инфанте – временные инсталляции, представленные в виде фотографий, композиция которых сформирована точкой зрения автора, поймавшего в объектив камеры преображенную искусством реальность. Суть его работы, уникальной в русском искусстве второй половины ХХ века, – не просто вторжение в реальность искусственного объекта, не «усовершенствование природы», но столкновение природы и искусства, вовлечение их в диалог. Фактически – на короткое время, требуемое для создания конструкции и фотофиксации полученного явления, в котором, помимо художественной воли и расчета, участвуют такие категории, как случайность, внезапность, непредвиденность. Сегодняшний зритель внимателен при созерцании произведений Инфанте, искушенный знанием возможностей компьютерной техники, монтажа, графики, он ищет в них следы хитрых технических приемов, стыки и швы виртуального воплощения фантазии и «правды жизни». И, недоумевая, рассматривает тонкие линии веревочек, пересекающих пейзажи, принимая их за погрешности при компьютерной обработке. Большинство из впервые приобщающихся к творчеству мастера не догадывается, что перед ними не обманка, а честный, прямой результат «спонтанных игр на природе».
С 1978 года Инфанте проводит эксперименты с разнообразными объектами из скрученной зеркальной пленки, которые отражали пейзаж одновременно с разных точек зрения. Результатом этих опытов стала состоящая из множества фотографий серия «Очаги искривленного пространства». Позднее он познакомился с работами одного из пионеров американского ленд-арта Робертом Смитсоном, а также немецкого художника Хайнца Мака, который создавал зеркальные инсталляции в пустыне Сахара в 1968 году. По признанию Франциско Инфанте, совпадение его творческих опытов с практиками зарубежных современников придало ему «уверенности в правоте своего собственного движения».