Картина Виктора Ивановича Иванова «Рязанские луга» входит в живописный цикл «Русские женщины», который родился из желания художника создать универсальный образ бытия советской деревни. После окончания Суриковского института и нескольких лет активной выставочной и преподавательской работы живописец в 1957 году почувствовал себя ограниченным академическими требованиями и отправился на поиски собственной темы на Рязанщину – в места, где он провел детские годы. По словам мастера, именно тогда «глубоко в сердце запали картины крестьянской жизни», а «чувство сострадания стало основой будущего творчества». Живописец вновь окунулся в деревенский быт: вместе с крестьянами жил, ездил на посевную, покос, жатву, наблюдал за тружениками в работе и на отдыхе, делил с ними повседневные заботы.
Целью Виктора Иванова стало создание емкого монументального образа русского крестьянства своего времени, фиксация глубинных слоев деревенской культуры и быта. В рязанских селах Шелухово, Ряссы, Красный Яр, Исады художник открывал для себя путь к творческой свободе и самовыражению, обновлял формальный живописный язык, позже названный критиками «суровым стилем».
Особую задачу в своем цикле автор видел в создании образа рязанских крестьянок, запечатлении уникального местного типа красоты – женщин с особой конституцией, привычных к тяжелому физическому труду, сохраняющих определенную культурную традицию. Чтобы достоверно показать красоту и бремя коллективного труда, автор выбирает для сюжета полотна сенокос, который в жизни русской деревни был сродни празднику – важным ритуалом общины, где косили «всем миром».
Передний план занимают ритмично расположенные, будто на фризе, монументальные фигуры крестьянок, ворошащих скошенную траву. Их сильные тела задают общую динамику картины, запуская импульс движения.
Плоскость полотна разбита на четкие горизонтальные планы, уводящие взгляд к высокому горизонту, который усиливает акцент на монументальных фигурах первого плана. Автор использует цветовые повторы и контрасты, сочетания прямых и наклонных линий, плоских и объемных форм живописного пространства.
Используя всю палитру живописных приемов, художник канонизирует женскую красоту, возвышает коллективный труд.