Иванов Виктор (род. 1924)
Под мирным небом
1982
Размер - 210 x 357
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4999
Поступило от Министерства культуры СССР. 1984
Виктор Иванович Иванов, будучи одним из основателей так называемого сурового стиля, привнес в советскую живопись значительное обновление изобразительного языка – лаконичность форм, сдержанность палитры, зафиксировал особое будничное состояние человека труда, придав бытовому жанру эпическое звучание.
Живописец – неутомимый исследователь и знаток человеческой природы. За каждым универсальным образом его героев стоит тщательная работа над портретами конкретных деревенских жителей. Выверенная композиция каждого сюжета, посвященного сельскому быту, насыщена многолетними наблюдениями и сотнями метких этюдных зарисовок.
По словам Виктора Иванова, замысел картины сформировался еще в 1966 году, когда рязанские села Красный Яр и Исады бурно развивались: деревянные дома меняли на каменные, колхоз окреп и превратился в прибыльное хозяйство, в школах дети учились в две смены. Спустя каких-то двадцать лет эти села опустеют, молодежь уедет в большие города, в домах останутся только пожилые и старики, а в первый класс пойдут всего лишь два ребенка.
Одной из главных ценностей деревенской жизни художник видел чувство коллективизма. Стремясь запечатлеть сплоченную дружбой жизнь колхозников, живописец построил полотно с помощью закольцованной композиции, сконструированной по принципу фриза, придав сюжету «вечное» звучание.
Общая трапеза во время сезонных полевых работ объединяла людей не только формально, но и духовно, укрепляя связи между членами сообщества и кормящей их землей.
Расположенное на первом плане ожерелье из фигур крестьян занимает большую часть холста. Их крепкие тела, вобравшие соки родной земли, застыли на мгновение, лица, опаленные трудовым загаром, сосредоточены, взгляд каждого направлен в себя. Художник запечатлел момент внутренней молитвы поминовения и благодарности всем павшим защитникам Родины за возможность жить и трудиться в мирное время.
Высокий горизонт с удаляющейся перспективой полей золотой пшеницы, характерный пейзаж обрывистых окских берегов и зеленеющих холмов еще больше подчеркивают монументальность и значимость идеи преемственности и созидания.
Вдалеке, на другом берегу Оки, видна старинная церковь Воскресения Христова в селе Исады (1636). Благодаря местным жителям и усилиям Виктора Иванова в 1980-е годы церковь, десятилетиями использовавшаяся как сельскохозяйственный склад, была восстановлена. Это событие стало символом возрождения памяти, объединив людей в желании сохранить историю и культуру русской земли и ее народа.