Картина «На Оке» Виктора Ивановича Иванова – крупнейшего отечественного художника, сооснователя так называемого
«сурового стиля», продолжает живописный цикл «Русские женщины».
Следуя методу синтеза и обобщения реальности, художник воссоздает в нем целую вселенную, где деревенский уклад жизни созвучен природным циклам – труд и отдых, радость и горе, рождение и смерть несут в себе красоту и ценность проживаемого мгновения и вечности.
Будучи учеником Московской средней художественной школы, летом 1941 года юный Виктор Иванов вместе с преподавателями и одноклассниками эвакуируется в башкирское село Воскресенское. Вдали от дома и родителей юноша получил нелегкий жизненный опыт, полный лишений и трудностей. Особое впечатление оставили судьбы крестьянок военного времени, когда женщинам пришлось взвалить на себя всю тяжесть сельского труда и быта, заботясь об оставшихся стариках и детях. Память о тех днях сформировала истинный взгляд на вещи, придала творчеству выстраданную сдержанность и глубину чувств. Воспоминания о военном времени и его людях до сего дня служат нравственным камертоном, с которым художник сверяется всю свою жизнь.
Спустя годы в творчестве Иванова выкристаллизовывается главный образ, так ясно врезавшийся в сознание в годы эвакуации, – женщина-мать, женщина-труженица, дающая жизнь, созидающая, несущая на своих плечах все тяготы бытия.
На полотне художник изображает молодую крестьянку, сидящую на холме у излучины реки Оки, умиротворенно кормящую ребенка. Традиционный среднерусский пейзаж с пышными ивами, заливными лугами, обрывистыми берегами и высокой линией горизонта художник строит по принципу театральной декорации – углубляя пространство и сосредотачивая внимание на фигуре матери с младенцем.
Изначально художник подготовил несколько графических эскизов, где соединились точность силуэта, ясность и отточенность штриха и линии. Живые натурные впечатления мастер воплотил, разрабатывая художественное пространство цветом, с помощью обобщенных объемов и плоскостей. Пластические мотивы строятся по принципу контраста – острые углы драпировок уравновешиваются скругленными линиями холмов, излучины реки, фигур матери и младенца, объединяя пейзаж и фигуры с помощью декоративной цветовой палитры.
Иванов создает образ-архетип, монументализируя его, пропорционально соединив степень конкретного и общего, создав универсальный женский образ современности. В фигуре матери с младенцем художник пытается уловить через соединение форм и линий не только сущность человеческого типа и характера, но и сам смысл времени.