Иванов Виктор (род. 1924)
Мексиканцы
1960-е
Размер - 73,3 x 96,8
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1910
Поступило от Министерства культуры СССР. 1983
В начале 1961 года Виктор Иванов совместно со своим коллегой П.П. Оссовским в составе туристической группы от Общества дружбы с народами зарубежных стран посетил Мексику и Кубу.
Благодаря улучшению советско-мексиканских дипломатических отношений в 1950–1960-х годах культурный обмен между двумя странами получил новый импульс. В 1959 году в Москве и Ленинграде состоялись выставки выдающихся мексиканских живописцев Х.К. Ороско, Д. Риверы и Д.А. Сикейроса. Монументальное искусство, пропитанное духом революции, энергией борьбы и идеями гуманизма, публичности и массовости, произвело ошеломляющее впечатление.
Стилистические находки мексиканского мурализма художники В. Иванов, П. Оссовский, братья А. и П. Смолины, Н. Андронов и А. Васнецов применили в хрестоматийных произведениях «оттепели» – от монументальных живописных полотен до фресок и мозаик.
Во время путешествия экзотическая природа Латиноамериканского континента перестроила зрение В. Иванова на новую оптику – слепящее солнце дало особую резкость восприятию красок. Знойные пустыни, тропические леса, горы и океан заставили художника полностью обновить свою палитру, сделав ее ярче, теплее и контрастнее.
На полотне изображена группа мексиканцев около цветастого колониального дома. Их загорелые лица суровы и сдержанны, в позах переданы характерные внешние черты и пластика местного этноса. Возможно, это крестьянская семья, перебравшаяся в город за лучшей жизнью. Живописец попытался ухватить саму суть человека земли, преодолевающего трудности и лишения, показав его главные ценности: дом, кровные узы, взаимную поддержку. Картина написана быстро, широкими мазками. Иванов насыщает фон, архитектуру, фигуры всеми оттенками терракоты – от коричневого и красного до янтарного, дополняет композицию зелеными и синими акцентами крестьянских одежд.
По воспоминаниям В. Иванова, мексиканцы были любопытны и открыты, нередко просили нарисовать им русских людей, что приводило живописца в замешательство. На тот момент в его представлении не существовало единого емкого образа, который со всей полнотой смог бы передать национальную суть и характер его соотечественников. Именно богатый опыт путешествий по всему миру помог художнику осознать свою принадлежность к русскому искусству, создать универсальный, узнаваемый образ своих земляков, запечатлеть сущность национальной природы, истории и культуры.