Кругликова Елизавета (1865-1941)
Петропавловская крепость
1925
Размер - 22,5 x 29,4
Материал - бумага
Техника - монотипия
Инвентарный номер - Инв.17199
Поступило из собрания М.С. Базыкина. 1931
Елизавета Сергеевна Кругликова пробовала свои силы в разных гравюрных техниках. С 1895 года она жила в Париже, где в 1900–1912 годах самостоятельно изучила возможности цветного офорта и экспериментировала с техниками, что позволило ей добиться особенно весомых достижений в двух областях. Первой из них, ранней по времени (с 1909), была монотипия, соединявшая живопись с печатью. Второй областью (с 1914) стал силуэт. Монотипия в России появилась благодаря Елизавете Кругликовой.
Монотипия – разновидность графического искусства и печатной графики, не являющейся тиражной. С печатной формы можно получить только один качественный отпечаток. Отсюда название – монотипия. Характерная особенность монотипии – мягкость тональных переходов, размытость контуров, ощущение свободного мазка, подобного живописному. Во многих случаях монотипия напоминает акварельную живопись по влажной бумаге.
В работе «Петропавловская крепость» сочетается живое ощущение природы с неповторимой авторской манерой выражения, где величие архитектуры города сливается с красотой неба и Невы в единой декоративной композиции, а силуэт Петропавловской крепости становится красивой составляющей общего лирического настроения пейзажа.
Имя Кругликовой следует назвать в числе мастеров, определивших развитие офорта в России в начале ХХ века. Круг творческих интересов художницы был широк. Помимо работы в гравюре, она прославилась своими силуэтами, вырезанными из черной бумаги, работала как живописец, иллюстратор, сценограф, став одним из организаторов (в 1919-м), а также художником-оформителем Государственного театра марионеток. Незаурядный педагогический талант и профессиональная увлеченность послужили объединению вокруг нее многих художников, которых она вдохновила к занятию сложной техникой офорта и его разновидностями.