Кругликова Елизавета (1865-1941)
Храм дружбы в Павловске
1922
Размер - 25,6 x 35,1
Материал - бумага
Техника - акватинта
Инвентарный номер - Инв.17198
Из собрания М.С. Базыкина. 1931
Будучи великолепным мастером пейзажа, Елизавета Сергеевна Кругликова посвящала свои произведения Ленинграду и его пригородам.
Храм дружбы в Павловске – парковый павильон типа ротонды, памятник эпохи классицизма. Построен в 1781–1784 годах по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона.
Гравюра выполнена, как и многие работы Кругликовой, в технике акватинты, способной создавать эффект полутонового изображения, напоминающего размывки китайской тушью. Изображаемый павильон расположен на краю небольшого полуострова, созданного крутым изгибом речного русла. Затененный пейзаж переднего плана воспринимается как колористическая пауза перед просторным, пронизанным светом и воздухом пейзажем у храма дружбы. Цилиндрическая форма ротонды отвечает излучине реки, в водах которой отражаются колонны. Легкость и артистичность в использовании возможностей техники акватинты позволили Кругликовой с помощью различной степени насыщенности черного и активности белого передать богатство красок в пейзаже и наделить гравюру лирическим настроением.
В русском графическом искусстве Елизавета Сергеевна Кругликова сыграла значительную роль. Ее имя в первую очередь следует назвать среди мастеров, определявших развитие офорта в России в начале ХХ века, в завоевании права на жизнь творческой гравюры. Елизавета Кругликова выступила подлинным новатором гравирования и достигла больших высот в освоении разновидностей гравюры на металле: акватинте, мягком лаке, меццо-тинто, монотипии. Круг творческих интересов художницы был широк. Она прославилась своими силуэтами, вырезанными из черной бумаги, работала как живописец, иллюстратор, сценограф.
Незаурядный педагогический талант, профессиональная увлеченность, искусство, чуждое всяких схем, послужили объединению вокруг нее многих художников, которых она вдохновила к занятию сложной техникой офорта и его разновидностями.