Истоки Волги, берега Финского залива, Беловежская пуща, станции Сиверская и Преображенское под Петербургом – в 1890-е годы Шишкин продолжал энергично работать с натуры, следуя как по привычным, так и по новым маршрутам. Художник во множестве писал излюбленные им лесные заросли и опушки. Этюд «Дорога» выделяется среди подобных работ, напоминая о произведениях 1870-х годов, среди которых первой на память приходит знаменитая
«Рожь» (1878, Третьяковская галерея).
Художник, славящийся своим объективным, исследовательским взглядом на природу, демонстрирует в небольшом этюде поистине живописное мышление и поэтическое восприятие мира. Горизонт, обозначенный волнистой темной линией холмов и лесов, делает композицию внутренне масштабной, даже здесь мастер проявляет свой эпический дар. Свободные движения кисти, почти акварельная мягкость письма достоверно передают впечатление от пасмурного дня, свет которого тает во влажной дымке. Колористическая общность вместе с разнообразием открытых красочных мазков позволяет ощутить глубину облачного неба и дали, где виднеются деревенские избы. И, как всегда, Шишкин уделяет внимание деталям, с ботанической точностью и поэтическим вдохновением изображая на первом плане сельского пейзажа любимые им полевые цветы и травы.