Лето 1891 года Валентин Серов провел в Тверской губернии. Усадьба Домотканово, приобретенная в 1886 году другом и родственником художника Владимиром фон Дервизом, стала его любимым местом для отдыха и работы. Плененный атмосферой барского дома, мирным укладом загородной жизни и красотой окружающей природы, Серов вплоть до 1911 года регулярно гостил в имении и создал там ряд знаковых для своего творчества произведений (среди них —
“Девушка, освещенная солнцем”,
“Заросший пруд. Домотканово”,
“Октябрь. Домотканово”).
Вероятно, именно в окрестностях усадьбы Дервизов был написан и «Летний пейзаж», камерный образ деревенского двора, словно случайно схваченный живописцем. Незамысловатый вид – угол бревенчатого сарая, деревянный навес, уходящая в заросли тропа и пасущийся поодаль жеребенок – создает ощущение умиротворенного замершего мгновения. Скромный быт написан художником с нежностью и мастерством: залитый солнцем двор играет множеством оттенков зелени, колорит по-летнему насыщен и богат. Открывая для себя возможности импрессионистической живописи, художник смело варьирует разную фактуру письма – как точечные удары кисти, создающие блики и солнечные рефлексы, так и выверенные пятна теней и форм.
Владимир фон Дервиз, характеризуя личность Серова, восхищался его чуткостью к лаконичному народному быту и неброской красоте деревни: «Валентин Александрович любил русскую природу и жизнь, немного грустную, монотонную». Серов «не допускал фальши», натура в его трактовке лишена искусственной, напускной парадности, но проникнута искренним восхищением всем простым и даже прозаичным в деревенской жизни.
По воспоминаниям матери художника, «Домотканово имело громадное воспитательное влияние на склад характера Валентина Александровича»: именно там он «создал свой собственный серовский жанр, столь ценимый уже тогда, в его юные годы» и развил на холстах узнаваемую «мягкую, сочную красочность».