Кругликова Елизавета (1865-1941)
Басков переулок в 1920 году. Ленинград
1920
Размер - 24 x 28,8
Материал - бумага
Техника - мягкий лак, акватинта
Инвентарный номер - Инв.17196
Поступило из собрания М.С. Базыкина. 1931
Ленинград в творчестве Елизаветы Сергеевны Кругликовой занимал особое место. Она нашла свой неповторимый образ этого города, собственные художественные средства, изображая памятники, улицы, площади и переулки. Наименование Баскова переулка известно примерно с 1821 года по фамилии домовладельца купца Никиты Никитича Баскова. Переулок долгое время считался самым длинным в городе. В XVIII веке здесь размещался комплекс казарм и конюшен лейб-гвардии конной артиллерийской бригады, в конце XIX – начале XX века − частные доходные дома. В начале XX столетия в одном из зданий, построенных по проекту Г. Барановского, была открыта женская гимназия княгини А.А. Оболенской.
Гравюра выполнена в технике мягкого лака и акватинты и внешне похожа на свободный, шероховатый, глубокий в тенях рисунок из штрихов и тоновых пятен. Трудно сказать, к какому из строений относятся руины павильона, привлекшие Елизавету Кругликову своей живописностью. Колонны, окруженные деревьями с голыми ветвями, рождают в воображении зрителя былое архитектурное великолепие разрушенного строения. Руины придают городскому пейзажу романтический характер. Этому впечатлению служит и контраст светлых и темных фрагментов изображения.
Имя Кругликовой следует назвать в числе мастеров, определивших развитие офорта в России в начале ХХ века. В русском графическом искусстве она выступила подлинным новатором гравирования, успешно экспериментируя с редкими офортными техниками.
Круг творческих интересов художницы был широк. Помимо работы в гравюре, она прославилась своими силуэтами, вырезанными из черной бумаги, работала как живописец, иллюстратор, сценограф, став одним из организаторов (в 1919), а также художником-оформителем Государственного театра марионеток. Незаурядный педагогический талант и профессиональная увлеченность послужили объединению вокруг нее многих художников, которых она вдохновила к занятию сложной техникой офорта.