Домик Борисова-Мусатова в Тарусе
Патрон шедевра
Кругликова Елизавета (1865-1941)
Домик Борисова-Мусатова в Тарусе
1939
Размер - 16 x 23,1
Материал - бумага
Техника - мягкий лак
Инвентарный номер - ГРС-4848
Приобретено у М.В. Раца (Москва). 1986
Для художественной манеры Кругликовой характерно использование редких манер офорта. Работа «Домик Борисова-Мусатова в Тарусе» выполнена ею в 1939 году в технике мягкого лака. Благодаря особенностям этой техники гравюра напоминает свободный, глубокий в тенях рисунок. Фактура оттиска выглядит ноздреватой, с красивыми зернистыми штрихами. В работе отчетливо проявилось художественное мастерство Кругликовой-гравера, состоящее в единстве творческого и технического процессов, когда замысел произведения рождается с учетом особенностей техники. Художница сознательно оставила в гравюре впечатление быстрой зарисовки, выполнив работу затем в мягком лаке, напоминающем карандашный рисунок. Благодаря этому в листе сохранилось впечатление первичного наброска.
В.Э. Борисов-Мусатов приехал в Тарусу весной 1905 года по приглашению Ивана Владимировича Цветаева и поселился с его семьей на даче «Песочная». Он прожил там несколько месяцев и скончался осенью того же года. Похоронен художник на окраине Тарусы на высоком берегу Оки. Изображение дома в офорте Кругликовой созвучно описанию дачи «Песочная» Анастасией Цветаевой: «Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень».
В русском графическом искусстве Елизавета Сергеевна Кругликова выступила подлинным новатором гравирования. Она успешно экспериментировала с редкими офортными техниками. Имя Кругликовой следует назвать в числе мастеров, определивших развитие офорта в России в начале ХХ века. Круг творческих интересов художницы был широк. Помимо работы в гравюре, она прославилась своими силуэтами, вырезанными из черной бумаги, работала как живописец, иллюстратор, сценограф, став одним из организаторов (в 1919), а также художником-оформителем Государственного театра марионеток. Незаурядный педагогический талант и профессиональная увлеченность послужили объединению вокруг нее многих художников, которых она вдохновила к занятию сложной техникой офорта и его разновидностями.