Лесные обитатели, живущие у самых корней и покрывающие землю разноцветным ковром, привлекали внимание Шишкина не меньше сосен-гигантов и громадных дубов. Здесь художник использовал иную живописную оптику. Далекие перспективы сменяются в небольших этюдах максимальной близостью к «героям», эпическое обобщение уступает камерному лирическому настроению. Пышные травы и скромные лесные цветы, грибы, бархатные мхи и шершавые лишайники – самая малая малость бескрайнего леса достойна внимания художника, который не устает ими любоваться.
Подобные натурные штудии, конечно, служили Шишкину подготовительным материалом при написании больших полотен, и этюд «Мухоморы» – явно не исключение. Такую же яркую семейку невозможно не заметить, к примеру, на более ранней картине художника
«Рубка леса» (1867, Третьяковская галерея). Тем не менее самостоятельную ценность крошечных этюдов осознавали и сам автор, и поклонники его таланта. Не случайно поздние прижизненные выставки Шишкина состояли преимущественно из небольших работ, а коллекционеры охотно приобретали лесные «натюрморты», полные природной естественности и живописного обаяния.