Неврев Николай (1830-1904)
Портрет М.И. Третьяковой
Около 1860
Размер - 47,9 x 37,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.517
Дар П.М. Третьякова. 1895
Мария Ивановна Третьякова (1824–1894), двоюродная сестра основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова, дочь Ивана Захаровича и Анны Петровны Третьяковых. После смерти родителей Марии Ивановны Павел и Сергей Третьяковы взяли на себя своего рода опекунство над ней и ее незамужними сестрами и в 1867 году выстроили им отдельный деревянный домик, расположенный в глубине большого сада по соседству с домом Третьяковых в Лаврушинском переулке, или в Толмачах (так по-разному определяли мемуаристы адрес московского особняка Третьяковых). Сестер называли «маленькими» Третьяковыми за небольшой рост.
Мария Ивановна с молодых лет заняла особое положение в семье Павла и Сергея Третьяковых. Имея легкий нрав, она очень быстро стала незаменимым членом семьи. Ее любили, души в ней не чаяли – и маменька Александра Даниловна, и Елизавета, первая жена Сергея Третьякова. Она нянчила их единственного сына Николая, которого баловала и воспитывала после ранней смерти его матери.
После женитьбы Павла Михайловича она сразу встретила понимание со стороны его супруги Веры Николаевны, у них сложились теплые отношения. На протяжении нескольких десятилетий Мария Ивановна освобождала В.Н. Третьякову от ведения домашних дел, управляя «мирно и кротко» большим хозяйством.
Старшие дочери Вера и Александра оставили воспоминания о жизни и быте в московском доме отца, и образ Марии Ивановны у них непременно связан со счастливым детством. В семье ее звали любовно Машенькой или тетей Манечкой, единодушно считая «ангелом-хранителем Толмачей». Дочери Третьякова вспоминали о ней с большой теплотой, любили рассказывать, как вместе ходили на службы, как стояли в глубине церкви Святого Николая в Толмачах, «на возвышении», как «тетя Манечка не ела в сочельник накануне Рождества», ждала звезды, как обучала их правильному поведению на службе: «То ласково ткнет в спину, чтоб напомнить не смотреть по сторонам; то, встав на колени, дернет нас за подол платьица, чтоб и мы опустились на колени».
Вера Зилоти описала ее живописный портрет «в черной кружевной косынке» работы Н.В. Неврева. Художник был «большим поклонником» ее оригинальной красоты и одним из тех московских живописцев, который в середине 1850-х – начале 1860-х годов стал близок семье Третьяковых. Неврев часто приходил к ним в гости в дом в Толмачах и приезжал на дачу, ездил с ними в дальние заграничные путешествия. Он исполнил графический портрет И.З. Третьякова (бумага, сепия. ГТГ), отца Марии Ивановны, и живописный – ее матери (местонахождение неизвестно).
Неврев родился в купеческой семье, учился в Московском училище живописи и ваяния, работал в области портретного, бытового и исторического жанров, писал иконы.
С середины 1850-х он начал карьеру художника в жанре портрета. Используя нейтральный фон, он писал свои модели, как правило, без рук. Мария Ивановна изображена в сложном повороте, в траурном головном уборе, который, возможно, она носила по отцу, умершему в 1859 году. В мягком наклоне головы читается скрытое обаяние скромной женщины, во взгляде карих глаз видна грусть, в рисунке плотно сомкнутых губ – эмоциональная сдержанность и закрытость характера.
Портрет Марии Ивановны многие годы висел в доме «маленьких» Третьяковых, а после ее смерти Павел Третьяков передал его в дар галерее.