Шишкин Иван (1832-1898)
Вид в окрестностях Дюссельдорфа
1864-1865
Размер - 37 x 52,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1205
Приобретено у С.П. Телятниковой. 1989
В течение 1862–1865 годов Шишкин в качестве пенсионера Императорской Академии художеств жил и работал в Германии, Швейцарии, Австрии, где совершенствовал мастерство пейзажиста. Итогом этих лет и отчетом перед Академией стало большое произведение «Вид в окрестностях Дюсcельдорфа» (1865, Государственный Русский музей), за него художник был удостоен звания академика. Небольшую картину из собрания Третьяковской галереи с тем же названием можно считать тщательно отработанным этюдом или первоначальным вариантом большого полотна. Художник работал и над картиной, и над вариантом к ней в окрестностях Дюссельдорфа в летние месяцы 1864 года, завершив работу уже в мастерской в начале 1865-го.
Изображенный пейзажный вид интересен строго организованной композицией, мастерским соединением небесного и земного пространства. Художник передал на холсте состояние природы перед надвигающейся грозой. Оно чувствуется в сгущающихся облаках, их сложном и разнообразном освещении, в бегущих по земле тенях. Шишкин стремится передать красоту расстилающейся перед ним долины с засеянными полями и речкой, текущей между холмами. Умение вместить в ограниченное пространство холста ширь и дыхание далей и при этом остаться верным своему методу тщательной проработки всех деталей пейзажа, сохранить их материальную осязаемость будет свойственно произведениям Шишкина на протяжении всего его творческого пути.
В небольшом варианте, принадлежащем Третьяковской галерее, и в большой картине из собрания Русского музея нашли воплощение уроки и опыт, приобретенный Шишкиным за годы работы в Германии. Молодого русского художника привлекали в немецком искусстве основательность рисунка, что изначально было сильной стороной натуры пейзажиста, четкость композиционных построений, интерес к созданию пейзажа-картины с панорамным охватом природного вида. Ему импонировала в натурных работах не этюдная незавершенность пейзажей, а их полная «окончательность», высоко ценившаяся в это время русскими художниками. Все эти особенности дюссельдорфской школы живописи, индивидуально переработанные Шишкиным, в дальнейшем претворятся в его самостоятельных монументальных произведениях.