Ощущением ясности и гармонии проникнута эта картина. Её автор, Дмитрий Жилинский, ярко заявил о себе в искусстве в середине 1960-х годов. В его работах зрителей поразило многое: активная роль цвета, монументальность пластического решения, точно найденный баланс всех частей композиции. Но главное — произведения Жилинского показали, что в отечественном искусстве послевоенного периода появился мастер, способный переложить высокий стиль европейского Ренессанса и древнерусской иконописи на язык современности.
Картина «Семья у моря» была написана Жилинским после поездки в Италию, где он мог видеть и изучать выдающиеся образцы живописи эпохи Возрождения. Ряд приемов художник открыл и усвоил именно через «уроки» старых мастеров. «В таких работах, например, как “У моря” или “Гимнасты СССР”, мне хотелось показать не данный момент, а сущность изображаемого, его цвет, существующий независимо от состояния и освещения», — вспоминал живописец.
«Семья у моря» стала первой работой Дмитрия Жилинского, написанной не масляными красками, а темперой. Прежняя, освоенная в годы учебы в Московском художественном институте техника живописи перестала отвечать новым устремлениям художника. «Где-то в начале шестидесятых годов, — вспоминал позднее Жилинский, — мой друг Альберт Папикян подарил мне темперу, сказав: “По-моему, — это твой материал”». «С 1964 года я пишу темперой. Почти все мои значительные вещи написаны на ДСП по левкасу, небольшие натюрморты, пейзажи, портреты на картоне — оргалит».
В основу композиции «Семья у моря» легли живые впечатления от летнего отдыха. На первом плане живописец изобразил свою жену, скульптора Нину Жилинскую, с детьми Олей и Васей, а рядом - себя с только что пойманной рыбой. Индивидуальными чертами наделены также персонажи второго и третьего плана. Мастерски выстроенная композиция полна живых подробностей. И вместе с тем картина предполагает не просто жанровое толкование сюжета, но одновременно и символическое прочтение сцены.
Главным ключом композиции картины стал образ Нины Жилинской — воплощение идеальных представлений о женственности и материнстве. Гармония семейных отношений раскрывается во взаимодействии героев первого плана. Важную роль здесь играют позы и жесты. Сам живописец предстает серьезным и сосредоточенным, единственным из всех героев смотрящим прямо на зрителя. Его пристальный взгляд объясняется, с одной стороны, ситуацией позирования, когда художник пишет свой портрет, глядя в зеркало. Но вместе с тем есть в его облике отстранение, рефлексия — приметы мировосприятия человека ХХ века, проступающие сквозь классическую форму и образный строй произведения.