Утро
Патрон шедевра
Жилинский Дмитрий (1927-2015)
Утро
1954
Размер - 117 x 81,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2902
Поступило от Министерства культуры СССР, приобретено у автора.1988
«Утро» – одно из самых ранних произведений Д.Д. Жилинского в коллекции Третьяковской галереи и одно из самых трогательных. Художник изобразил свою молодую жену – скульптора Нину Ивановну Жилинскую (1926-1995) с их первенцем – дочерью Ольгой. С момента знакомства с Жилинским, состоявшегося в студенческие годы, Нина Ивановна стала спутником его жизни, музой, другом, матерью его детей, а также – строгим критиком в вопросах искусства.
Две ярко одаренные натуры – живописец классической направленности и скульптор и рисовальщик остроэкспрессивного дарования, они удивительно дополняли друг друга. Творчество Н.И. Жилинской еще требует исследовательского внимания и осмысления. Ее бескомпромиссное искусство часто ставило ее в положение противостояния с официальной художественной политикой 1960-1970-х годов. Произведения Жилинской были приняты в собрание галереи лишь в 1989 году.
Нина изображена, кормящей свою новорожденную дочь. Картина решена по принципам знаменитой пространственной теории наставника Жилинского В.А. Фаворского: задник замкнут, занавеска отделяет передний план, в образовавшемся неглубоком пространстве изображены главные героини произведения, выделенные светом. Сверху пространство ограничено полкой с книгами, снизу — скамеечкой под ногой матери. Обе детали интерьера были сделаны руками художника, как и сама комната.
В «Красном доме» в Новогиреево, построенном Владимиром Фаворским, Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым, проходило становление Жилинского как личности и как художника. Здесь он жил с семьей с 1944 по 1973 год по приглашению своего родственника Ивана Семеновича Ефимова (1878–1959) – скульптора, прославленного анималиста. В доме имелась большая библиотека, устраивались музыкальные вечера и спектакли. Живущие здесь художники были связаны общностью интересов и целей в жизни. В связи с ожидаемым прибавлением Жилинский, с разрешения хозяев дома, пристроил еще одну комнату в мансарде, интерьер которой зритель видит в картине. Полотно отражает не только начало семейной жизни Жилинского, но также начало его художественной карьеры.