Автопортрет художника с матерью Анастасией Фёдоровной (1898–1987) в ее доме в поселке Уч-Дере близ Сочи, несомненно, является одним из шедевров коллекции советской живописи Государственной Третьяковской галереи. Художник изображает не просто отдых, он рассказывает о своем искусстве, о жизни, о стремлении и судьбе. В картине громко звучит гимн материнству, любви к творчеству и искусству. Поначалу кажущийся обыденным сюжет претворяется в символы человеческих ценностей – семья, мир детства, воспоминания. Символической глубиной обладает образ матери – единственной выжившей из старшего поколения семьи Жилинских – хранительницы памяти и семейного очага.
Сам художник предстает перед нами красивым, молодым, мужественным человеком, занятым своим главным делом. Жилинский олицетворяет здесь идеал человека эпохи Возрождения, наделенный высоким разумом, обладающий безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах. В этой работе он достиг редкого проникновения во внутренний мир человека и открытого эмоционального звучания. Четкие контуры, активные цветовые доминанты, отсутствие теней, сложнейшие ракурсы – за красивейшим по исполнению произведением не чувствуется той трудоемкой работы, которую проделал мастер, написавший этот двойной портрет. «Зима на юге» явилась творческим кредо мастера, в котором ему удалось определить возможности своего искусства, где выразилась гармония единства замысла и исполнения.