Двойной автопортрет появляется в творчестве Ткачёвых в середине 1950-х. В первых картинах, созданных в этом жанре, художники изображены крупным планом, они будто изучают себя и погружаются в свое внутреннее состояние. В дальнейшем важными элементами становятся пространство и предметы. Ярким примером такого зрелого автопортрета является картина «Братья», поступившая в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1984 году. В этом произведении отразились главные черты уникального творческого союза Сергея и Алексея Ткачёвых: показана общность этих художников и, одновременно, их индивидуальность.
Автопортрет написан в мастерской, и это не случайно. Живопись и служение искусству стали главными в жизни Сергея Ткачёва и Алексея Ткачёва. Но путь каждого из братьев в профессию был разным: Алексей в детстве стал лауреатом конкурса «Наша родина» в журнале «Юный художник», учился в
МСХШ, затем в
МГХИ; Сергей поступил в Витебское художественное училище, в начале войны попал на фронт, был контужен и госпитализирован, потом вместе с братом также учился в МГХИ. Еще со студенческой скамьи художники стали писать картины совместно, и до сих пор сохраняют верность этому методу.
Алексей Петрович изображен в профиль, с палитрой и кистями. Сергей Петрович стоит лицом к зрителю, опираясь на стул, за его спиной – большой чистый холст. Каждое значительное произведение Ткачёвых становится итогом напряженной работы по сбору натурного материала, порой рождается в жарких спорах, которые могут длиться несколько лет. Но эта творческая ситуация лишь укрепляет органичный, сложившийся в ранней юности творческий дуэт, который стал уникальным примером творческого взаимообогащения, трудолюбия и служения искусству.