Захаров Гурий (1926-1994)
Московский ужин. Из серии «Москва»
1966
Размер - 102 x 90
Материал - бумага
Техника - линогравюра
Инвентарный номер - ГРС-12613
Дар Н.Г. Захаровой, дочери художника. 2018
Большая линогравюра «Московский ужин» – одна из программных в творчестве одного из самых известных московских графиков Гурия Захарова. Это работа уже зрелого, состоявшегося мастера, некий итог трудов и размышлений определенного периода жизни.
Захаров начал свой путь в искусстве на рубеже 50–60-х годов во времена хрущевской оттепели. Тогда многие молодые художники в противовес сталинскому искусству «лакировки действительности» обратились к изображению будничной жизни людей. Будни собственной семьи – квартира, дом, Таганка, где семья проживала, соседние районы Москвы, а также места, куда семья выезжала летом, стали навсегда любимыми темами творчества художника.
В гравюре «Московский ужин» в просторной кухне дома на улице Воровского сидят за столом сам Гурий Захаров, его жена, скульптор Татьяна Соколова, теща Екатерина Васильевна и дочь Наташа. Под Наташиным стулом – кошка Оля, тоже член семьи, в которой всегда были животные. Кухня у Захарова – как некая организованная ячейка мироздания: центр композиции (и Вселенной) – яркий равносторонний треугольник теплого света настольной лампы над столом с семейной трапезой. За ним – черное небо в открытом окне – Космос. На фоне света лампы – темные силуэты фигур. Они очень выразительны, в каждом присутствует изображенная с любовью и добрым юмором индивидуальность, но расположены тесно, слитые в единый черный иероглиф, знак именно этой семьи.
Почти пуста комната, милы и узнаваемы зрителем приметы времени: табуретка на трех тонких высоких ножках, раскладные деревянные стулья, керамика в буфете, плафон-тарелка. Это – светлая эстетика 60-х – облегченная, позитивная, ворвавшаяся в тяжеловатые, тесные традиционалистские интерьеры вместе со звуками «заграницы» из транзисторов, как веяние обновления, свободы, большого Мира, оттепели.
Захаров писал, что в гравюре «Московский ужин» он хотел передать «общее настроение, общий бесфабульный эмоциональный строй». И это ему настолько удалось, что для миллионов старых москвичей, заставших 60-е и 70-е, да и для прочих наших соотечественников – она своего рода и «Знак времени», и «Знак места» – Москвы. Передано всем знакомое состояние вечерней летней благодати, вливающейся своим теплом, шумами и запахами через открытое в московский вечер окно, спокойствие, мир и любовь в доме и в жизни.