Клюн Иван (1873-1943)
Автопортрет
1914
Размер - 28,7 x 21,3
Материал - бумага
Техника - акварель, белила, графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-4349
Дар Г.Д. Костаки. 1977
В числе многих художников, на которых оказал сильное влияние Малевич, был Иван Клюн. С Малевичем они познакомились в 1907 году в училище Ф. Рерберга; их дружба продолжалась всю жизнь. Именно Малевич ввел Клюна в круг художников авангарда, тем самым определив его дальнейшую творческую судьбу.
Пройдя вслед за Малевичем через период увлечения символизмом и модерном, Клюн вместе с ним оказался в эпицентре авангардного искусства, участвовал в выставках, целеустремленно и упорно постигал азы кубизма и кубофутуризма. В этот период (около 1913 года), совмещая занятия искусством с работой бухгалтером и опасаясь реакции начальства на не приличествующую клерку деятельность, он взял себе творческий псевдоним, подписываясь не своей настоящей фамилией Клюнков, но как Клюнов, а затем Клюн.
В «Автопортрете» 1914 года Клюн уверенно пользуется приемами кубизма, усвоив не только его пластический язык, но и своеобразные «пароли» ‒ мотивы и образы, введенные литераторами в манифестах, а Малевичем в «заумном реализме».
«Автопортрет» относился к серии работ, объединенных общим названием «Пильщик» (живописные и графические варианты композиции имели разные названия: «Голова пильщика», «Автопортрет с пилой», «Продольный пильщик») и стал своеобразным откликом Клюна на кубофутуристическую работу Малевича «Усовершенствованный портрет Ивана Васильевича Клюнкова» ‒ синтетический образ крестьянина-строителя.
Метафора строителя была основополагающей формулой риторики кубофутуризма, определяя пафос их самопрезентации и подразумевая жизнестроительную роль художника-футуриста. «Мы люди моторной современности, поэты всемирного динамизма, пришельцы-вестники из будущего, <...> энтузиасты-строители новых форм жизни…» – писал поэт Василий Каменский.