Баба в оранжевом головном уборе. Эскиз костюма к балету И.Ф. Стравинского «Свадебка»
Патрон шедевра
Гончарова Наталия (1881-1962)
Баба в оранжевом головном уборе. Эскиз костюма к балету И.Ф. Стравинского «Свадебка»
Вторая половина 1910-х
Размер - 34,5 x 25,4
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, гуашь
Инвентарный номер - Р-8725
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Оформление балета «Свадебка» Игоря Стравинского – одна из самых долгих по времени работ Наталии Гончаровой. В 1914 году Сергей Дягилев для нового сезона «Русских балетов» заказал Стравинскому музыку балета. Год спустя, возможно, следуя желанию композитора, восхищавшегося талантом Гончаровой, импресарио предложил ей оформить спектакль. Перед художницей стояла сложная задача – музыка была еще не написана (краткий вариант партитуры был закончен в 1917 году, а окончательный – лишь в 1923, за шесть месяцев до премьеры), либретто отсутствовало, была задана лишь общая тема – русский свадебный обряд. Неизвестно было даже количество актов будущего балета, а следовательно, и количество декораций, что особенно затрудняло работу. По сути дела, Гончаровой предстояло самостоятельно разработать концепцию спектакля. Она обратилась к воспоминаниям детства, проведенного в сельской местности, и виденным деревенским свадьбам. Основным литературным источником стала привезенная из России Стравинским книга П. Киреевского «Обрядовые песни», описывающая свадебные обряды различных российских губерний. Гончарова исполнила множество вариантов оформления.
Вслед за «деревенской свадьбой» Гончарова сделала «мещанскую свадьбу», перенося действие из деревни в пригород. «Я сделала новый вариант: (…) линии, круги, квадраты, точки заменили цветочные орнаменты. Неподвижный и жесткий корсет пришел на смену свободным рубахам. Прически и шляпы заменили платки, юбки стали длинными по чуть запоздавшей моде прошлого века», вспоминала она позднее. Комплект этих эскизов костюмов хранится в коллекции Третьяковской галереи. В поисках художественного решения Гончарова обращалась к народным промыслам, причем не к крестьянскому искусству, а к возникшему в городском пригороде, слободе, к Дымковской игрушке.