Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)
Патрон шедевра
Гончарова Наталия (1881-1962)
Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)
1911
Размер - 129 x 144
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10931
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
Картина Гончаровой «Павлин под ярким солнцем» находится в Третьяковской галерее с 1929 года, когда был расформирован легендарный Музей живописной культуры, а его коллекции распределили между музеями страны. Несмотря на то, что уже тогда начала меняться политика государства по отношению искусству и произведения художников-«формалистов», а тем более, эмигрантов становились нежелательными, Третьяковская галерея добилась передачи в свое собрание ряда работ Наталии Гончаровой.
«Павлин под ярким солнцем» входит в серию "Художественные возможности по поводу павлина", созданную художницей в конце 1900 – начале 1910-х годов. В этой серии картин она обращалась к разным стилям – от ассиро-вавилонского до футуристического. Впервые «Павлины» были показаны на выставке «Ослиный хвост», проходившей в 1912 году в помещении московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Кроме названного произведения, в серию входили: «Павлин (китайский стиль)», «Павлин под ветром (стиль футуристов)», «Белый павлин (стиль кубистов)», «Весенний павлин (стиль русской вышивки)». Гончарова никогда не боялась, что ее обвинят в подражании кому-либо, и пользовалась приемами разных стилей, от примитивизма до футуризма. Она считала, что в творчестве можно использовать все стили, находя в любом образце возможность для современного истолкования.
Разумеется, она оставалась при этом художником ХХ века, будучи во всеоружии современных знаний и понимания самоценности каждого стиля. Искренность, с которой художница выражает свои чувства, сближает ее позицию с отношением анонимного народного мастера, но при этом спасает от стилизации, несовместимой с истинным художественным творчеством. В картине «Павлин под ярким солнцем» собственно египетского стиля гораздо меньше, чем фовизма и экспрессионизма, но не в этом суть синтетического искусства Гончаровой. Под яркими солнечными лучами сияет первозданной красотой красок диковинная жар-птица, возвращая человеческому глазу дикарскую остроту зрения и, вместе с нею, неисчерпаемый источник забытых наслаждений.