Гончарова Наталия (1881-1962)
Сенокос
1911
Размер - 118 x 96,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11954
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
«Сенокос» входил в постоянную экспозицию Музея живописной культуры. Картина висела в комнате D, которая открывала «плоскостную» группу произведений (предыдущие три комнаты были посвящены работе художников с объемом). «Плоскостность» трактовалась создателями музея в том числе как повышенная декоративность. Именно это качество всегда отличало произведения Наталии Гончаровой.
Декоративность присуща всему «Крестьянскому циклу» (1907–1911) и «Сенокосу» в частности. Сочетание в одном пространстве двух разных масштабов – крупных и маленьких фигур крестьян – эффектный декоративный прием, который напоминает композицию иконы с ее центральной большой фигурой святого и маленькими фигурами святых в клеймах по периметру. Вместе с тем расположение в один ряд «маленьких» крестьян в нижнем ярусе – отсылка к древнеегипетскому искусству. Однако здесь нет прямого повторения канона, представления фигуры анфас, а головы и ног в профиль. Один мужичок и вовсе, игриво подбоченившись, вступает в активный диалог с крестьянкой.
Подобные отсылки – суть программы Гончаровой «всёчество». Художница считала, что можно обращаться к самым разным стилям и эпохам в истории искусства, но при этом не уходить в тривиальное стилизаторство, для которого характерен лишь внешний повтор отдельных элементов. Важно было постичь самую суть «чужого искусства», найти в нем вдохновение для обновления живописной культуры ХХ века.
Гончарова изображает крестьян грубоватыми, приземистыми, «идолоподобными», стремясь не к осмеянию, а к выражению самобытности и архаической цельности, которую Гоген искал на Таити, а Пикассо – в африканской скульптуре. В этой «деревянности» фигур можно почувствовать отголоски кубизма. Однако Гончарова рассматривала это как проявление национального чувства формы, связывая происхождение кубизма с русской деревянной игрушкой и скифскими каменными бабами.
Звучная палитра художницы заставляет вспомнить и о других течениях современной живописи – фовизме и экспрессионизме. В этом соединении концептуальности «всёчества» с сочной декоративностью – ключ к пониманию всеобъемлющего искусства Наталии Гончаровой.