Гончарова Наталия (1881-1962)
Композиция с фабричными трубами. Эскиз-вариант декорации к балету «Свадебка» на музыку И.Ф. Стравинского
1916-1917
Размер - 56 x 78,8
Материал - бумага на картоне
Техника - графитный карандаш, гуашь
Инвентарный номер - Р-4470
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Оформление балета И.Ф. Стравинского – одна из самых долгих по времени работ Н.С. Гончаровой. В 1914 С.П. Дягилев для нового сезона «Русских балетов» заказал Стравинскому музыку балета. Год спустя, возможно, следуя желанию композитора, восхищавшегося талантом Гончаровой, импресарио предложил ей оформить спектакль. Перед художницей стояла сложная задача – музыка была еще не написана (краткий вариант партитуры будет закончен в 1917 году, а окончательный лишь в 1923 – за шесть месяцев до премьеры), либретто отсутствовало, была задана лишь общая тема - русский свадебный обряд. Неизвестно было даже количество актов будущего балета, а следовательно, и количество декораций, что особенно затрудняло работу. По сути дела, Гончаровой предстояло самостоятельно разработать концепцию спектакля. Она обращается к воспоминаниям детства, проведенного в сельской местности, и виденным деревенским свадьбам. Основным литературным источником стала привезенная из России Стравинским книга П. Киреевского “Обрядовые песни”, описывающая свадебные обряды различных российских губерний. Гончарова исполнила множество вариантов оформления.
Вслед за «деревенской свадьбой» Гончарова делает «мещанскую свадьбу», перенося действие из деревни в пригород и поместив на задник декорации изображение фабрики. «Я сделала новый вариант: ˂…˃ линии, круги, квадраты, точки заменили цветочные орнаменты. Неподвижный и жесткий корсет пришел на смену свободным рубахам. Прически и шляпы заменили платки, юбки стали длинными по чуть запоздавшей моде прошлого века», вспоминала она позднее. Комплект этих эскизов костюмов храниться в коллекции Третьяковской галереи. В поисках художественного решения Гончарова обращается к народным промыслам, на этот раз не к крестьянскому искусству, а к возникшему в городском пригороде, Дымковской слободе - глиняной игрушке. Характерные «дымковские» геометрические орнаменты помещены на кулисы. «Деревенские» декорации не сочетались с новыми костюмами, «…я поняла, - вспоминала Гончарова, - костюмы мелко-буржуазные должны быть на фоне декорации с фабрикой». Возможно, эту идею невольно подсказал Стравинский, включивший в партитуру «Свадебки» обработку «фабричной песни».