Гончарова Наталия (1881-1962)
Букет и флакон красок
1909
Размер - 101 x 71,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.3861
Приобретено Советом галереи у автора. 1913
В созвездии выдающихся художников, объединенных термином «русский авангард», Наталию Сергеевну Гончарову можно без преувеличения назвать одной из самых ярких звезд. Эта удивительная женщина, творческую сущность которой ее не менее великая современница, поэт Марина Ивановна Цветаева, определила двумя словами – «дар и труд», все время стремилась вперед, постигая существующие и прокладывая новые пути в искусстве.
30 сентября 1913 года в художественном салоне К.И. Михайловой на Большой Дмитровке открылась ретроспективная выставка, на которой было представлено более 800 работ Гончаровой. Весной 1914 года эта выставка, правда, значительно сокращенная из-за сложностей транспортировки, была показана в Петербурге, в Художественном бюро Н.Е. Добычиной. Третьяковская галерея приобрела тогда у Гончаровой две первые работы из числа экспонатов выставки.
Одна из этих картин – «Букет и флакон красок». В конце 1900-х годов Гончарова достигла высокого уровня мастерства в жанре натюрморта, использовав уроки Сезанна, безусловного авторитета в искусстве для многих художников в ту пору. Центр композиции – яркий букет цветов, поставленный на смятую белую салфетку в простом белом кувшине почти цилиндрической формы. Цветы написаны энергичными мазками жесткой кисти, создающими мощную шершавую фактуру живописи. Темно-зеленые листья разной формы обведены светлым серо-голубым или интенсивным черно-синим контуром. Правее на столе расположены флакон и тюбики красок, фоном для букета слева служит фрагмент картины Гончаровой на тему крестьянской жизни, справа – драпировка из сине-белой полосатой ткани, той же, что мы видим в одежде на картине. Принцип изображения «картины в картине» содержит в себе широкие пластические возможности, позволяет соединить «живой» натюрморт с художественным произведением, использованным в качестве фона, продемонстрировав способность Гончаровой объединить их в единую живописную структуру.