Балет «Литургия» - один из самых смелых проектов С.П. Дягилева. Первое упоминание о будущей постановке встречается в письме Дягилева И.Ф. Стравинскому от 25 ноября 1914. «Сюжет подробно рассказывать не стану — скажу только, что зрелище святое, экстатическая обедня, 6—7 коротких картин. Эпоха по жанру около Византии; <…>Музыка — ряд хоров a cappella — чисто религиозных, может быть вдохновленных григорианскими темами», так описана тема балета. Хореография поручена Леониду Мясину, которого Дягилев старательно готовит в maître de ballet. Музыкальное сопровождение варьировалось на протяжении всего времени работы над спектаклем: русские церковные песнопения, европейские композиторы, предполагалось даже пригласить итальянских футуристов во главе с Томаззо Маринетти. В конце концов было принято невероятное решение – балет без музыки, сопровождением должен был быть звук шагов танцовщиков на полой, уподобленной барабану, сцене. Не менее авангардным оказалось и художественное оформление Наталии Гончаровой, которую Дягилев специально пригласил из России в Швейцарию. Стремясь перенести на сцену принципы средневекового искусства, его строгий иконографический канон, Гончарова придумывает жесткие костюмы-конструкции, где позы актеров были заранее определены специально прорезанными отверстиями для рук. Движение было возможно лишь вдоль сцены. В поисках вдохновения художница обращается к русской иконе и византийской мозаики. Сама техника эскизов с элементами коллажа из блестящей фольги уподобляется сверканию смальты. Гончарова исполняет множество карандашных эскизов костюмов, поражающих своей энергией и фантастическим разнообразием декоративных решений. Постановка так и не была осуществлена. Однако великолепные рисунки и эскизы к балету многократно экспонировались на выставках, и неизменно были отмечены восхищенными отзывами критиков и зрителей.