Пейзаж работы выпускника Академии художеств, академика ландшафтной живописи Фёдора Матвеева выполнен в традициях классицизма. Изображения древних развалин и руин в живописи классицизма имело особый смысл. «При виде этого амфитеатра, который рушится со всех сторон […], живо пробуждаются в голове мыслителя думы о ничтожестве и, вместе, величии человека», – писал один из современников Матвеева. Античные постройки, даже в полуразрушенном состоянии, восхищали людей нового времени своей гармонией и совершенством пропорций, утверждая, тем самым, что истинная красота неподвластна времени.
«В историческом пейзаже, то есть в изображении исторически важных и значительных мест, чаще всего связанных с античной мифологией и историей, античных руин и т.п., художник классицизма стремился выразить идею красоты и возвышенности героического, передать величавое дыхание былого», – писал исследователь пейзажа рубежа XVIII–XIX веков А.А. Фёдоров-Давыдов.
Увидеть исторические и архитектурные памятники, а также природные виды, признанные «знатнейшими», стремились вельможи и любители искусства. Им нередко сопутствовали профессиональные художники. В подобном качестве Матвеев сопровождал князя Трубецкого, а также князя Вяземского. Вместе с князем Вяземским пейзажист проехал всю центральную и северную часть Италии. Через Савойские горы путешественники отправились в Швейцарию. Художник странствовал также и самостоятельно, чтобы увидеть и запечатлеть места, которые «натура одарила своим украшением». В пейзажах Матвеева «Вид Рима. Колизей»,
«Вид в окрестностях Тиволи» (1819) запечатлены подобные ландшафты.
Колизей – один из самых известных памятников античного мира, стал поистине символом древней цивилизации. Матвеев изображает грандиозное сооружение с археологической точностью. Он показывает античный амфитеатр с разрушенной стороны, что дает возможность видеть фрагмент его внутренней части. Перед Колизеем расположена арка Константина. Сравнение ее с огромным зданием подчеркивает колоссальный масштаб последнего.
Согласно правилам классицизма, основной объект помещается на втором плане картины, и Колизей располагается точно по центру композиции. Перед ним расположена арка Константина. Слева и справа памятник обрамляют деревья, своей условностью напоминающие кулисы. Вся картина уподоблена грандиозной театральной сцене, в центре которой находится «главный герой» этого безмолвного исторического спектакля. Амфитеатр главенствует в пейзаже, образовывая с ним единое целое.
Колорит не был, как правило, предметом отдельного внимания художника классицизма. В пейзаже Матвеева используется так называемая академическая «трехцветка»: коричневым тоном окрашивается земля и камни, зеленым – растительность, а голубым – небо и уходящие к горизонту дали.