Матвеев Федор (1758-1826)
Пейзаж с пиниями
1800-е
Размер - 20,6 x 27,2
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, кисть, перо, сепия, тушь
Инвентарный номер - Инв.6349
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1925
Фёдор Матвеев в числе других выпускников Академии художеств отправился совершенствовать мастерство в Рим в 1779 году и получил возможность своими глазами увидеть итальянские ландшафты и древности. С этих пор вся его жизнь прошла в путешествиях по Италии, в которых он наблюдал и переносил на бумагу и холст виды гор и водопадов, руины и пышную растительность средиземноморской природы.
Пинии, высокие деревья с густой кроной, похожей на летящие в небе облака, — характерная черта итальянского ландшафта. В рисунках Фёдора Матвеева, признанного современниками мастера «идеального» пейзажа, эти деревья становятся одним из любимых мотивов.
Он необычайно эффектно использует их в этой композиции. Четкие и высокие силуэты стволов придают рельефность и напряженный ритм переднему плану этого рисунка. Они оттенены густой листвой более низких деревьев позади них. Эта группа как бы скрывает от нас дальний план с тщательно разработанным архитектурным видом на фоне гор, почти растворившихся в воздушной дали, едва уловимых, в сравнении с пышной кроной пиний, которая увенчивает всю композицию, возвышаясь горой на переднем плане.
Художник мастерски сочетает разные инструменты из арсенала рисовальщика: подчеркивает рельефность стволов и архитектурные детали тушью и пером, с помощью кисти и сепии сгущает тени на переднем и среднем планах. Таким образом он добивается потрясающего контраста между передним и дальним планами, создавая эффект солнечной освещенности строений вдали и тенистой прохлады на переднем плане.