Вид в окрестностях Тиволи
Патрон шедевра
Матвеев Федор (1758-1826)
Вид в окрестностях Тиволи
1819
Размер - 74 x 98
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9336
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Яркий представитель классицизма, художник Фёдор Матвеев воспроизводил природу не как место тихого уединения или мечтательного созерцания, а как зримое воплощение идеальной красоты и божественной гармонии. «Живопись… превосходит само естество.., избирает в целом зрелище природы самое совершенное, соединяет разные чести многих мест», – писал П. Чекалевский, один из теоретиков классицизма в России. Обращаясь к изображению конкретного ландшафта, Матвеев упорядочивает реальные впечатления, облагораживает натуру, избирает в ней самое прекрасное и представляет зрителю образцовую, очищенную от всего случайного картину, не зависящую от несовершенств и случайностей повседневной жизни. Таким образом, реальность в произведениях последователя классицизма – преображенная, возвышенная и даже героическая. Поэзия пейзажей Матвеева – поэзия разума, а не сердца.
Матвеев последовательно следует всем предписаниям, касающихся построения классицистического пейзажа. Симметрия в композиции считалась одним из важнейших правил. «Неприятно зрению все то, в чем хотя бы мало погрешно против симметрии», – пишет И. Урванов в своем руководстве по рисованию и живописи.
«Вид в окрестностях Тиволи» относится к периоду расцвета творчества Матвеева. Художник питал особую любовь к этому маленькому древнему городку неподалеку от Рима и посвятил ему несколько своих работ (например, «Вид в Тиволи близ Рима», 1794). Мастер логично и точно организует пейзажное пространство – обширное, хорошо обозримое. Среди пышной зелени видны древние архитектурные памятники, олицетворяющие многовековую историю человечества. Широкую панораму замыкают у горизонта пологие горы. Над величественной равниной раскинулось безоблачное небо.
Пейзажные дали Матвеев пишет столь же объемно и подробно, как и близлежащие планы. Эту особенность подметил еще один из первых историков русского искусства П. Петров. Он писал в 1863 году: «В пейзаже его, у первого из русских художников, рисуются над горизонтом лиловые горы не просто чертою, а целою панорамою легких пиков, выступающих из светлой дали».