Рисунок был создан в качестве иллюстрации для издания сочинений А.С. Пушкина, 100-летие со дня рождения которого широко отмечалось в 1899 году. С работы над ним начинается долгий путь осмысления художником темы пушкинского стихотворения «Пророк». Созданная Врубелем композиция поражает монументальностью форм, ассоциирующейся скорее с крупным живописным полотном. Оказалось, что акварель действительно фиксирует первоначальный вид живописной картины, разрезанной художником на две части. Верхняя часть –
«Пророк» (холст, масло, 1898) хранится в собрании Третьяковской галереи, на нижней художник позднее, не счищая изображения, написал портрет жены ( «Дама в лиловом», 1904-1905, Государственный Русский Музей). Художник В. Милиоти вспоминал: «…был я впервые у Врубеля в его квартире на углу Пречистенки и Зубовской площади. Помню прислоненный к стене высокой комнаты его мастерской…овальный сверху огромный холст с пушкинским Пророком. Были у стен и другие картины, зарисованные с двух сторон, причем часто с перерезанной пополам композицией на обороте. Врубель не стеснялся со своими вещами, богатство его фантазии торопило его от одной вещи к другой, щедрой рукой сыпал он сокровища, чтобы бросить их и перейти к новым. Кажется, что этот чудесный «Пророк» так и остался неоконченным. Осталась лишь иллюстрация в…издании Пушкина».