В 1887–1888 годах Врубель создал несколько композиций на тему «Христос в Гефсиманском саду» и «Христос в пустыне». Летом 1887-го он написал образ для церкви в имении Я.В. Тарновского. По возвращении в Киев осенью 1887 года он сообщает сестре, что задумал новый вариант композиции: «После нашей разлуки я написал образ „Моление о чаше“ для сельской церкви имения Мотовиловки Тарновских, прогостив у них все время моей работы. Теперь я здоров по горло и готовлюсь непременно писать „Христа в Гефсиманском саду“ за эту зиму». Из ноябрьского письма сестре ясны размеры, формат будущей картины и даже некоторые конкретные детали: «Я окончательно решил писать Христа: судьба мне подарила такие прекрасные материалы в виде трех фотографий прекрасно освещенного пригорка с группами алоэ между ослепительно белых камней и почти черных букетов выжженной травы; унылая каменистая котловина для второго плана; целая коллекция ребятишек в рубашонках под ярким солнцем для мотивов складок хитона. Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны. В этом освещении я выдерживаю картину (4 ¼ выш. и 2 шир.)».