Алексеев Федор (1753(1754?)-1824)
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости
1794
Размер - 70 x 108
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.75
Приобретено П.М. Третьяковым. 1881
Панорамы и дворцы столицы Российской империи – блистательного Санкт-Петербурга, стали важной темой искусства крупного отечественного мастера городского ландшафта Фёдора Алексеева. Художник был прозван «российским Каналетто», по имени известного венецианского пейзажиста первой половины XVIII века Антонио Каналетто, произведения которого неоднократно копировались российским живописцем. Обучение Алексеева в Италии, ориентация на итальянскую ведуту, а также работа в области театрально-декорационной живописи оказали влияние на уравновешенную композицию, пространственные построения и стилистику его произведений.
Темой этой картины стал один из самых великолепных видов Северной столицы времен царствования Екатерины II. В пейзаже открывается панорама Дворцовой набережной, тянущейся вдоль Невы. В правой части полотна на берегу реки вырисовывается Мраморный дворец, построенный итальянским архитектором А. Ринальди. Далее – дом Барятинских и дворец Рибаса, затем мост через Лебяжий канал. Замыкает перспективу Летний сад с его знаменитой решеткой, созданной архитектором Ю.М. Фельтеном. Левую часть переднего плана картины замыкает угол Петропавловской крепости.
Зрительно сузив первый план, художник привлек внимание к череде парадных сооружений вдали, на набережной. Темная громада крепостного бастиона подчеркивает голубовато-серебристую легкость тающих в прозрачной атмосфере дворцов и их отражений в реке, летящих по небу облаков. Вода, воздух, классическая архитектура сливаются в картине в неразрывное целое. «Смотрите, какое единство! – восклицает поэт К.Н. Батюшков, – как все части отвечают целому! Какая красота зданий, какой вкус и, в целом, какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями». Ясная поэзия, гармония и благородная сдержанность чувства пронизывают всю художественную ткань пейзажа. Современник Алексеева восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его [Алексеева] кисти». Обращаясь к конкретному городскому виду, мастер создает прекрасный гармоничный мир, что было так близко сознанию человека эпохи Просвещения.
За этот пейзаж художник был удостоен звания академика перспективной живописи. Картина в переписке П.М. Третьякова упоминается под названием «Вид Мраморного дворца и Летнего сада». Алексеев в 1790-е годы исполнил вариант-повторение картины (Русский музей). В качестве близкого по настроению произведения, созданного Алексеевым, можно также вспомнить «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810).