Известный русский ведутист Ф.Я. Алексеев жил в Москве «для снятия видов» с осени 1800 по март 1802 года. За это время вместе с помощниками А. Кунавиным и Л. Мошковым он написал огромное собрание акварельных зарисовок, так называемый «Портфель московских видов», которые потом мастер использовал для создания масляных картин. На основе такого натурного рисунка была написана и рассматриваемая картина.
Скрупулезная кисть художника точно зафиксировала облик самого сердца столицы, навсегда ушедший в прошлое, поэтому картины Алексеева интересны не только любителям живописи, но и историкам архитектуры и краеведам. На первом плане художник изобразил широкий мост через реку Неглинную, часть русла которой была заключена в трубу всего через шесть лет после написания картины. Дорога ведет через мост к Воскресенским (Иверским) воротам с двумя шатровыми башнями и двумя проездами. Между проездами можно видеть Иверскую часовню, возведенную на месте встречи царем Алексеем Михайловичем иконы Иверской Божьей Матери, прибывшей с Афона. Справа в непосредственной близости от Воскресенских ворот расположено здание Главной аптеки. В настоящее время на этом месте находится Исторический музей. Комплекс построек, примыкающих к Воскресенским воротам слева, принадлежал Монетному двору и Губернскому правлению. У правого края полотна изображена Арсенальная башня, от которой вглубь уходит Кремлевская стена с Никольской, Сенатской и Спасской башнями. За Кремлевской стеной видны здания Арсенала и Сената. Между Арсенальной башней и Иверскими воротами художник изобразил кусок сохранившейся Китайгородской стены.
Никольская башня с ведущими в кремль Никольскими воротами подверглась реконструкции в 1805–1806 годах и приобрела с тех пор современный вид. Губернское правление, видимое сквозь левый пролет ворот, также было частично перестроено в период между созданием Алексеевым рисунка и написанием картины, поэтому его акварели представляли историческую ценность уже при жизни художника.
Несмотря на точную фиксацию памятников, виды Алексеева лишены сухости архитектурного чертежа и имеют немалую художественную ценность. Картина оживлена фигурками людей и животных, написанных настолько живо и непосредственно, тщательно и внимательно, что они, наполняя пространство звуками и движением, позволяют почувствовать аромат и очарование повседневной жизни ушедшей эпохи.
Кроме акварельных рисунков Алексеев написал в Москве две живописные картины, одна из которых,
«Красная площадь» (1801), хранится в Третьяковской галерее.