Алексеев Федор (1753(1754?)-1824)
Красная площадь в Москве
1801
Размер - 80,2 x 111,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-832
Дар П.А. Бурышкина. 1917
Признанный мастер городского пейзажа Фёдор Алексеев по распоряжению Совета Академии художеств и в соответствии с повелением Павла I был направлен «для снятия разных видов» в Москву. За полтора года, проведенные в Москве, художник написал целый ряд пейзажей, дающих представление о том, как выглядел город на рубеже XVIII–XIX столетий. Среди них: «Соборная площадь в Московском Кремле», «Боярская площадка в Московском Кремле» (обе – начало ХIХ века), «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (1811). Обучение в Италии, ориентация на итальянскую ведуту, а также работа в области театрально-декорационного искусства оказали влияние на композицию, пространственное построение и стилистику его полотен. «По осмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины», – писал Алексеев президенту Академии художеств А.С. Строганову. Этот замысел воплотился в одном из лучших московских пейзажей.
В картине запечатлен самый центр древней столицы. Художник не просто перечисляет многочисленные и разнообразные постройки, окружающие Красную площадь, но и стремится к созданию целостного образа города. В центре площади – Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного, сооруженный в XVI веке в память о покорении Казанского ханства. Перед ним – Лобное место, с которого в древней Руси оглашались царские указы. Правую часть картины замыкают кремлевская стена и Спасская башня, над воротами которой помещена большая икона Спасителя. К Спасским воротам ведет мост, на котором в начале XIX века располагались книжные лавки. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Величественные памятники средневековой архитектуры составляют уравновешенную замкнутую композицию. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые золотистые тона.
Люди, заполнившие площадь, участвуют в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно представить внешний облик москвичей рубежа XVIII–XIX столетий. Кареты, повозки, всадники, собаки – все кажется художнику важным для воссоздания атмосферы города. Он настолько увлечен передачей своеобразия московского уклада жизни, что считает необходимым изобразить даже продукты, продающиеся в съестных лавках, – на крюках подвешены окорока, колбасы; крестьянки торгуют яблоками.
Совершенство художественного решения пейзажа, обилие выразительных деталей воплощают неповторимый колорит допожарной Москвы.