Боярская площадка в Московском Кремле
Патрон шедевра
Алексеев Федор (1753(1754?)-1824)
Боярская площадка в Московском Кремле
1800-е
Размер - 82 x 112,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4053
Дар П.А.Бурышкина. 1917
Один из крупнейших отечественных мастеров городского пейзажа, Ф.Я. Алексеев, был отправлен в Москву в 1800 году по указу Павла I для «снятия видов» древней столицы. Рассматриваемое произведение Алексеев создал на основе натурного рисунка уже по возвращении в Петербург.
Боярская площадка служила для приближенных к монарху лиц местом, где они собирались в ожидании царского выезда. На картине она почти не видна. Зато хорошо видна ведущая на нее двухмаршевая лестница с позолоченной решеткой. Когда-то площадка представляла собой просторное гульбище с парадным въездом в Теремной дворец. Сам дворец представлен в ракурсе почти по центру картины. Мощный цокольный этаж возвышает его над гуляющими горожанами, превращая в грандиозное сооружение, недосягаемое для простых смертных. Справа он дворца на подклет можно видеть Верхоспасский храм, или храм Спаса за Золотой решеткой. Он являлся домовой церковью русских царей и был возведен в 1635 – 1636 годах над Золотой Царицыной палатой. В конце XVII века Верхоспасский собор вместе с тремя другими домовыми Теремными церквями был подведен под общую кровлю и украшен одиннадцатью куполами на тонких барабанах. Во время строительства Большого Кремлевского дворца в 1830 – 1840 годах изображенные архитектурные памятники были включены внутрь строящегося здания. В настоящее время храм закрыт для посещения, а от его экстерьера сохранились только купола. Они хорошо видны, если, будучи в Московском Кремле, встать лицом к церкви Ризоположения и Грановитой палате.
Древняя архитектура старого города, столь отличная от привычного Алексееву Петербурга, произвела на мастера глубокое впечатление. Его внимание не случайно привлек данный вид, где присутствует живописная ярусность и замысловатая средневековая хаотичность архитектурной застройки. Она намеренно утрирована воображением художника, который ради нужного впечатления мог немного отойти от документальной точности в пропорциях зданий и построении пространственных планов. Причудливый средневековый вид московских построек живописец подчеркивает и колористически, не жалея ярких сочных цветов для того, чтобы передать их окраску. Как обычно, Алексеев оживляет сцену неспешно прогуливающимися москвичами, привнося в картину непередаваемый колорит эпохи. Кроме высокой художественной ценности, его картины имеют значение важного исторического источника, сохраняя для потомков ускользающую красоту исчезнувшего облика древней столицы.
Вместе с двумя своими помощниками в Москве мастер выполнил несколько картин маслом и «большой портфель» рисунков, на которых запечатлел виды Кремля и центральных улиц до пожара 1812 года. В Третьяковской галерее хранятся четыре картины Алексеева, на которых представлены московские виды. Одна из них, «Красная площадь» (1801), была написана непосредственно во время пребывания живописца в Москве.