Вид Цвингера в Дрездене
Патрон шедевра
Алексеев Федор (1753(1754?)-1824)
Вид Цвингера в Дрездене
1779 - начало 1790-х
Размер - 46,5 x 74,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5019
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
Ранняя работа русского художника – мастера городского ландшафта Федора Алексеева является копией с картины итальянского художника Б. Белотто «Цвингер в Дрездене». Копии с произведений итальянских и французских пейзажистов, хранящихся в Эрмитаже, Алексеев выполнял по заказу Екатерины II («…[императрица] находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был») после своего приезда из Италии, где он провел несколько лет после успешного окончания Академии художеств (такой поездкой поощрялись талантливые выпускники Академии). Во время путешествий художники, как и архитекторы, и скульпторы, совершенствовали и оттачивали свое мастерство.
На картине изображен Цвингер – комплекс увеселительных зданий, состоящий из семи изящных нарядных павильонов, объединенных галереями. Ансамбль, выполненный в стиле позднего барокко, был возведен архитектором М. Пеппельманом в начале XVIII века в столице Саксонии - Дрездене. В центральной части картины, в глубине видно здание Круглого павильона. Справа и слева от него симметрично расположены здания Математического салона (по названию коллекции, которая в нем хранилась) и Французской галереи, где размещались произведения живописи французских мастеров. Справа к Математическому салону примыкает крытая галерея так называемых Коронных ворот, увенчанных одноярусной башней с золотой короной. В углу правой части картины изображена часть Зоологического павильона, а в левом углу – часть Немецкой картинной галереи. Сами названия архитектурных сооружений: Математический салон, Зоологический павильон и т.д. говорят о влиянии на немецкую культуру XVIII века философии Просвещения.
Исследователи творчества Алексеева отмечали особенное мастерство молодого живописца в передаче эффектов света и тени, а также мастерски показанной перспективы. Стоит отметить также неяркий, приятный для глаз колорит, выдержанный в зеленовато-охристых тонах, оживленных спокойным красноватым цветом черепичных крыш старого немецкого города.
Историк русского искусства И.Э.Грабарь считал копию Алексеева «красивее самого оригинала». Картина происходит из собрания Ф.И. Прянишникова, известного петербургского коллекционера. К ранним годам творчества Алексеева относится и его копия с оригинала Я.Ф. Хаккерта “Вид Катании и Этны” (не ранее 1778) из собрания Третьяковской галереи.