Соборная площадь в Московском Кремле
Патрон шедевра
Алексеев Федор (1753(1754?)-1824)
Соборная площадь в Московском Кремле
1800-е
Размер - 82,7 x 112,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4631
Поступило из Государственного музейного фонда (собрание князей Барятинских). 1920
В 1800 году известный русский живописец, автор городских пейзажей Фёдор Алексеев в соответствии с повелением Павла I направляется Советом Академии «для снятия разных видов» из Петербурга в Москву, где вместе с помощниками он работал в течение двух лет.
Соборную площадь в Кремле можно назвать центром средневековой Руси. Она – главный и самый древний кремлевский ансамбль, чей уникальный архитектурный облик сложился уже к началу XVI столетия. В центре композиции, в глубине площади – величественный Успенский собор, главный храм Московского государства, где венчались на царство русские самодержцы. За ним виднеются церковь Двенадцати апостолов, Чудов монастырь и более поздняя постройка – здание Сената. Справа – Филаретовская звонница и комплекс колокольни Ивана Великого, который создавался в течение более ста лет. Непосредственно за колокольней видна Спасская башня и рядом с ней – Царская башня. Из-за стены видны главы Покровского собора (храм Василия Блаженного), построенного при Иване Грозном в честь взятия Казани.
Великолепный архитектурный ансамбль напоминает театральную сцену, которая справа и слева фланкируется кулисами: слева – зданием Грановитой палаты с Красным крыльцом, на котором появлялись перед народом русские цари, а справа – фрагментом западного фасада Архангельского собора – усыпальницы великих князей, членов их семей и приближенных. В отличие от ранних петербургских видов, выдержанных художником в холодной жемчужно-голубоватой гамме («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»), что соответствовало эмоциональному восприятию северной столицы, московские пейзажи Алексеева решаются в большинстве своем в гораздо более теплой, солнечно-золотистой тональности.
Как и во многих других пейзажах художника, город заполнен народом. Здесь и запряженные лошадьми повозки, и гарцующие всадники, и торговцы, и гуляющие горожане. Это придает городским видам особенную живость, дает возможность увидеть глазами современника не только крупнейший архитектурный ансамбль древней столицы, но и представить повседневную жизнь города на рубеже XVIII–XIX столетий.
Картина происходит из собрания князей Барятинских в имении Марьино Курской губернии.