Александр Михайлович Римский-Корсаков (1753‒1840) – сын статского советника М.А. Римского-Корсакова. В 1768 году он был записан капралом в лейб-гвардии Преображенский полк. В 1775 году молодой человек был произведен в подпоручики, а четыре года спустя ‒ в подполковники, с переводом в Черниговский пехотный полк.
Портрет написан Рокотовым, вероятно, до 1768 года (времени начала его военной службы). Римский-Корсаков представлен в штатском костюме – оливковом кафтане с белым кружевным жабо. Художник избрал
камерный тип портрета: поясное изображение небольшого размера, простой композиции. Фигура дана в повороте в три четверти, лицо обращено к зрителю. Это предполагает более скромную обстановку, сокращает социальную дистанцию между художником и моделью, делает более углубленной внутреннюю характеристику.
В образе Римского-Корсакова Рокотов выразил задумчивую сдержанность молодого человека. Огромные, удлиненные черные глаза, затененные пушистыми ресницами, вопрошающе устремлены на зрителя. Густые брови чуть приподняты, губы сомкнуты, на них нет улыбки. Портрет сдержан и в колористическом отношении, что соответствует серьезному характеру модели.
В данном изображении, как и в целой группе похожих: юношей
Артемия и
Иллариона Воронцовых, их родителей (Государственный Русский музей),
А.Ю. Квашниной-Самариной – Рокотов проявляет себя мастером интимного портрета. Мастер выработал целый ряд приемов, которые способствуют портретной характеристике его героев. Большую роль у него играет подмалевок – нижний красочный слой коричневого цвета, который просвечивает сквозь верхние слои живописи и придает особую теплоту колориту. Ясно видимый, виртуозный мазок портретиста сообщает необычайную динамичность живописной поверхности. Это, в свою очередь, дарит ощущение жизненной «трепетности» образа. Несколькими ударами кисти Рокотов передает фактуру материала: бархат и вышивку кафтана, тонкое кружево жабо. В камерности подачи образа, подвижности живописи и выразительности светотени Рокотов работает в границах стиля
рококо.
Живописные эффекты мастера подчинены одной цели – глубокой портретной характеристике. Она воплощает представление передовых кругов дворянской интеллигенции тех лет о человеческом благородстве. Портрет стоит в одном ряду лучших юношеских образов, созданных Рокотовым.