Камерный портрет Н.Е. Струйского является парным к
портрету его супруги А.П. Струйской. В женском изображении преобладают мягкие округлые линии. Колорит построен на тонких, сближенных соотношениях тона и цвета. Мужской портрет исполнен совершенно по-другому. Хотя он сильно пострадал от времени, его выразительность и по сей день очень велика. Из неопределенной мерцающей глубины фона выплывает полуфигура Николая Еремеевича с отставленной правой рукой. Ярко освещено худощавое лицо с горящими глазами. Цветовая гамма, практически лишенная полутонов, более напряжена. Лицо создает контраст с темным фоном и фигурой, погруженной в тень. Все это сообщает образу большее беспокойство, отражая противоречивость и экзальтированность персонажа. Портрет решен в традициях рококо с присущими этому стилю стремлению к камерности, светотеневой игре и подвижности в трактовке образа.
Николай Еремеевич Струйский (1749–1796) представлял собой тип помещика, в котором нравы крепостника уживались с приверженностью к просвещению, любовью к искусству и поэзии. Потеряв в пугачевском восстании всех своих родных, Николай Еремеевич жестоко расправлялся с крепостными. Вместе с тем, в своей усадьбе устроил типографию, где печатал собственные произведения. Он выписывал из-за границы лучшие сорта бумаги, оригинальные шрифты, типографские станки. На него работали ведущие граверы и рисовальщики того времени. Специально обученные крепостные делали роскошные переплеты с золотыми тиснеными буквами. Изданные Струйским книги становились произведениями искусства.
Струйский был человеком начитанным и весьма хорошо образованным для своего времени. Знал не только языки и древнюю мифологию, но и некоторые точные науки, интересовался оптикой. Пламенный поклонник А.П. Сумарокова, страстный почитатель Екатерины II, он подносил ей свои труды. За одну из эпистол (стихотворное сочинение восхваляющего характера) он получил в награду от императрицы бриллиантовый перстень Смерть государыни так потрясла Струйского, что его хватил удар, и он вскоре умер.
Современники называли его «чудаком-графоманом», «сумбурным поэтом», «великим стихоплетом» и «маниакальным стихотворцем», укоряя его за излишне пафосные стихи. Г.Р. Державин посвятил Струйскому ироничную эпитафию.
Портрет происходит из имения Струйских Рузаевка Пензенской губернии, где в портретной галерее хранились аналогичные камерные изображения их родственников – супруги А.П. Струйской,
"Неизвестного в треуголке" (оба в Третьяковской галерее), императрицы Екатерины II, поэта и драматурга А.П. Сумарокова и "Неизвестного в зеленом кафтане" (все три в Государственном Историческом Музее).