Среди камерных портретов Ф.С. Рокотова особое место занимает «Портрет неизвестного в треуголке», пленяющий теплотой и мягкостью образа. Произведение написано с необычайной свободой и живописным блеском в традициях стиля
рококо. Юношеское лицо с живыми глазами, нежным розовым румянцем озарено ласковой улыбкой. Персонаж облачен в черный прозрачный плащ (домино) с капюшоном и треуголку со сверкающим эгретом. Легкость и свобода живописи, богатство оттенков, переходы и движение цвета создают живую красочную поверхность, придавая в целом трепетную жизненность всему облику молодого человека. В нем есть что-то манящее, обаятельное и затаенное. В этом портрете захватывает та поэтическая одухотворенность, то претворение конкретного человека в поэтический образ, которое свойственно всему творчеству Рокотова.
В ходе изучения портрета было проведено рентгенографическое исследование, которое позволило раскрыть тайну создания портрета. Рентгенограмма показала, что «Портрет неизвестного в треуголке» написан поверх изображения молодой женщины. На портрете полностью сохранилось ее лицо. Изменения коснулись лишь позы и костюма. Если раньше фигура была дана в фас, то теперь поворот ее стал в три четверти влево. Пышную прическу прикрыла треуголка с эгретом, а платье с глубоким вырезом, украшенное кружевом и бантом, – маскарадное домино. Исчезли украшения: кружевная горжетка и грушевидные жемчужные серьги.
Согласно предположению И.М. Сахаровой, на портрете изображена первая жена Струйского – Олимпиада Сергеевна Балбекова (1749–1769) в маскарадном костюме. Рокотов не успел закончить портрет из-за ее преждевременной смерти. В связи с этим художник переписал портрет, представив модель в черном одеянии. Внешне скромный и простой, портрет постепенно раскрывается в своем поэтическом воплощении юности и женственности.
Портрет происходит из усадьбы Рузаевка Пензенской губернии от Е.М. Сушковой, наследницы Струйских, владельцев усадьбы. Для фамильной портретной галереи Рокотовым были написаны также изображения хозяев –
Александры Петровны и
Николая Еремеевича Струйских (1772, оба в Третьяковской галерее), поэта и драматурга А.П. Сумарокова, Екатерины II и неизвестного в зеленом кафтане (все в ГИМ). Портрет несет в себе фамильную тайну.