Александра Петровна Струйская (1754–1840), урожденная Озерова, была второй женой прапорщика в отставке Н.Е. Струйского, известного стихотворца-любителя, издателя и почитателя Екатерины II. Своей жене Струйский посвятил поэму «Еротоиды», в которой называл ее Сапфирой. У пары родилось много детей. Известности достигли их внуки: поэт, музыкант и композитор Дмитрий Трилунный, поэт Александр Полежаев.
Произведение Рокотова является прекрасным образцом
камерного и его особой разновидности –
интимного портрета. Молодая женщина запечатлена в серебристом платье с желтой накидкой, которая крепится к декольте с помощью крупной жемчужной подвески. Композиция достаточно лаконична: модель представлена почти по пояс, фронтально, голова слегка повернута влево. Это создает мягкие ритмические повторы в силуэте прически и складок одежды.
Для портрета характерны сочная живописность и мерцание красочных оттенков. Они порождают тонкое взаимодействие материальной формы и пространственной среды. Этому способствует глубокий нейтральный фон и то, что лицо Струйской окутано золотистым «сфумато» – полутенью. Свет, падающий на фигуру, тепло освещает ее, заставляя искриться даже ткани. Все это создает впечатление фактурной трепетности. Отсюда – неуловимые нюансы душевных движений персонажа, постоянной подвижности чувств. Портрет создан в стилистике искусства
рококо.
Поэт Н.А. Заболоцкий посвятил изображению А.П. Струйской стихотворение «Портрет» (1957):
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.
Ее глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Произведение происходит из имения Струйских Рузаевка Пензенской губернии, где в портретной галерее хранились аналогичные камерные изображения императрицы Екатерины II, поэта и драматурга А.П. Сумарокова и «Неизвестного в зеленом кафтане» (все три в ГИМ). По теплоте и задушевности, женственности и обаянию портрет А.П. Струйской можно отнести к шедеврам Рокотова.