Воронцов Артемий Иванович (1748‒1813) – сын генерал-поручика графа Ивана Илларионовича Воронцова от брака с Марией Артемьевной Волынской. Племянник канцлера М.И. Воронцова, внук кабинет-министра А.П. Волынского, двоюродный брат Е.Р. Дашковой. В семь лет записан капралом в лейб-гвардии Конный полк. Вероятно, учился в Московском университете. С 1765 по 1773 год служил в Конногвардейском полку: в 1773 году пожалован в камер-юнкеры, но оставлен в полку. Осенью того же года вышел в отставку и продолжил службу на гражданском поприще. Является дальним родственником и крестным отцом А. С. Пушкина.
Персонаж изображен в форме офицера Конной гвардии, что позволяет датировать портрет не ранее 1765 года. Скорее всего, произведение было создано в Москве, куда Рокотов переехал в 1766 году. Московский период в творчестве Рокотова – время наивысшего расцвета его мастерства как портретиста. На этом этапе
камерный, интимный портрет стал играть ведущую роль. В данном случае это поясное изображение с поворотом фигуры в три четверти. Лицо молодого человека ярко освещено, все остальное затемнено, создавая так называемое сфумато – мягкую светотень. Она придает образу некую таинственность и загадочность. Фактура портрета создана органично, мастерски, легкой и быстрой кистью художника. Исключительная динамичность кисти – особенность манеры Рокотова, делающая его не похожим ни на кого из современников. Эта динамика придает живописной поверхности особую светоносность.
Взгляд молодого человека полон теплоты и искренности и отвечает стремлению художника к созданию положительного образа современника. В этом Рокотов выражает свое представление о достоинстве человека, близкое идеалам передовых кругов дворянской интеллигенции того времени. Живописец исполнил целый цикл портретов, отмеченный единством как живописных приемов, так и содержания самих образов. Эту группу составляют портреты семейства Воронцовых: родителей Артемия (парные портреты, Русский музей), его
брата Иллариона и
А.Ю. Квашниной-Самариной, родной сестры прабабушки Пушкина (оба в Третьяковской галерее). Им свойственны лирическая неопределенность духовной жизни, рассеянная мечтательность. Это выражает не столько какие-либо персональные переживания, сколько общие нравственные свойства – глубину раздумья, способность к состраданию, интеллектуальность и тонкую культуру.
Портрет происходит из фамильной портретной галереи усадьбы графов Воронцовых Воронцовка Тамбовской губернии. В ее состав входили изображения перечисленных персонажей. Произведение является одним из лучших интимных портретов Рокотова.