Этюд исполнен летом 1885 года в имении Бабкино под Москвой, на реке Истре. У владельцев имения, Киселевых, снимала дачу семья Чеховых, с которыми Левитан особенно сблизился в это лето. Дом Киселевых стоял на высоком холме, и от него открывался вид на излучину Истры, широкую луговину и уходящие к горизонту поля. При небольшом размере этюда художник вместил в него обширность открывающегося пространства, дал ощутить светлое широкое небо с легкими облаками, которое своим бледно-голубым северным цветом окрашивает словно застывшую воду Истры. Этюды Левитана, написанные в Бабкине, Саввинской слободе, местах близ Звенигорода отличает гармоническая целостность.
Все элементы этого небольшого пейзажа находятся в полном единстве и взаимосвязи друг с другом. Мягкое созвучие красочных соотношений тонко разработанного в тональности зеленого цвета травы, кустарников, куп деревьев естественно соединяется с золотым цветом полей с мягкими зеленоватыми включениями. Чуть блеклый тон неба придает всему пейзажу особую колористическую цельность. Художник пишет пейзаж мягкими небольшими мазками, обобщая формы, его кисть деликатно касается холста, и каждый элемент пейзажа заключает в себе лирическое мироощущение живописца.
К мотиву с речкой Истрой художник обращался неоднократно, создав несколько живописных версий полюбившегося ему пейзажа. Один из вариантов Левитан подарил Чехову, и он ныне находится в Доме-музее Чехова в Мелихово. Этюд, при скромности размеров, заключает в себе монументальное ощущение художником природы. Не случайно, спустя много лет, он снова обратился к тому же мотиву, повторив его в большой картине «Река» (Рязанский государственный областной художественный музей), исполненной в конце 1890-х годов для известного коллекционера И.А. Морозова.