В последний период творчества Левитан стремился к предельному лаконизму живописных средств. Все чаще Левитан обращался к теме заката, сумерек, в которых видел утонченную поэзию затихания жизни природы.
В этюде для картины «Озеро» художник отказывается от четкости рисунка, заменяя плановое построение композиции на цветовое решение пространства. Этот метод давал больше возможностей в плане разработки фактуры поверхности, тончайших тональных градаций и большей непосредственности и свободы исполнения.
В этюде «Последние лучи. Озеро» очевидна связь с импрессионистическим мироощущением. Но в отличие от французских художников, работавших коротким «пушистым» мазком и использовавших прием разложения цвета, Левитан стремится к синтетической (утонченной) изысканности колорита. Пространство водной глади, легкая рябь на воде написаны тонким красочным слоем, нанесенным широкой кистью.
Проработка пространства переднего плана этюда богата подвижными цветовыми рефлексами, от серебристо-жемчужных до розовато-фиолетовых. Холодноватые оттенки переднего плана плавно перетекают в более теплые краски дальнего с усилением золотисто-охристой гаммы.
Дальний план с тонкой кромкой берега выполнен более фактурно, он выделен длинным мазком серовато-голубого цвета, протянувшимся почти от края до края этюда. Золотистый тон дальнего берега, еще пребывающего в свете лучей уходящего солнца и силуэт крошечного храма (обозначенного белильным пятном), который отбрасывает трепетную дорожку матового золота к центру композиции, являются примерами тончайшей цветосветописи Левитана.
Медленно меркнет свет, сплавляя многокрасочность поверхности в единую холодноватую гамму. Гаснут на наших глазах цветные тени и рефлексы.
Этюд отличает изысканное цветовое решение. Так Левитан воплотил стремление к созданию синтетического пейзажа и символического образа русской природы.